1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №271 (1023) за 30.11.2001

МОГУ СОБРАТЬ И РАЗОБРАТЬ ТРАМВАЙ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Недавно ехал в стареньком трамвае, а проще говоря -- в рухляди. Один его внешний вид нагонял тоску. Забрызган грязью, двери снизу в ржавчине, поручни поломаны, погнуты, сидения исписаны непечатными словами. А езда такая -- скрип, стук, дерганье, -- что лучше пешком пройтись. Решил узнать, ремонтируют ли сейчас трамваи и кто этим делом занимается.

В одном из трамвайных депо столицы мне ответили, что ремонт для них -- больная тема. А с рабочими об этом нечего и разговаривать...

На длинных ямах ремонтного цеха в Лукьяновском депо, разделенном стеной на два больших помещения, увидел несколько разобранных трамваев и десятка полтора рабочих, чинивших в разных местах вагонные тележки.

-- В одном из помещений проводится ежедневный и еженедельный осмотр, во втором -- средний и капитальный ремонты, -- рассказывает Николай Омельченко, начальник цеха. -- Капитальный, включающий полную разборку, делается один раз в 7--8 лет, когда трамвай набегает 350 тысяч километров. Вагоны наши старые, некоторым более 20 лет (срок эксплуатации -- 15 лет), ломаются постоянно. Деньги в городе выделяются в основном на ремонт троллейбусов. О трамваях забыли... Новые машины к нам не поступали лет 18, приходится перебирать старье.

Ремонтом трамваев в Лукьяновском депо занимаются 45 человек. В среднем в месяц делается 2--3 крупных ремонта и 18 мелких, бывает, ремонтируют их даже в ночную смену.

Николай Григорьевич подводит меня к вагону на "ложных" тележках, которые на время ремонта заменяют действующие. Для этого на домкратах поднимают салон, меняют тележки, вес которых -- 5 тонн (колесная пара весит 1 тонну). Спускаемся в яму, освещенную внутри фонарями в нишах -- через разобранный пол виден салон. Выбраться отсюда можно и через боковые выходы с помощью люков.

Начальник цеха указывает на изношенные колеса, высота и гребень которых стираются за 3--4 года. Восстанавливают колеса здесь же, в цеху. На одном станке делают наплавку, на другом -- обточку.

Самой ответственной работой считается замена отремонтированных колес. Этим делом как раз занимался Иван Соловей, один из самых старых киевских ремонтников трамваев. Иван Антонович работал раньше на заводе им. Дзержинского, начинал чинить трамваи, двери которых открывались на обе стороны вагона. По словам мастера, за 41 год работы он отремонтировал тысячи машин.

-- Я чинил не только пассажирские вагоны, -- говорит Соловей. -- Ремонтировал аварийные, уборочные, посыпочные, рейльсошлифовальные машины. Любой трамвай могу разобрать и собрать с закрытыми глазами. А самое трудное для меня в работе -- это отсутствие запчастей.

После ремонта трамвай проходит испытание на линии. Проверяется тормозная система, электрооборудование, ходовая часть. Гоняют трамвай в холостую по городу, пока не пробежит 50 км. После испытания вагоны снова проверяют на исправность механизмов и только после этого перевозят пассажиров.

Из списанных на металлолом трамваев рабочие вытягивают все, что можно использовать в ремонте. Даже вырезают куски корпусов, чтобы приварить вместо ржавых частей ремонтируемых машин. Восстанавливаются трамваи не только в связи с необходимым ремонтом. "Помогают" депо тратить деньги хулиганы, которые бьют окна, вырывают сиденья, разрисовывают краской из баллончиков корпуса. Кроме того, трамваи попадают в аварии, большинство из которых происходит по вине водителей автомобилей.

-- Недавно в районе Зоологической улицы грузовик на повороте полностью снес лобовую часть трамвая, -- рассказывает Николай Омельченко. -- Наш водитель успел выскочить через дверь. Пришлось восстанавливать покореженный трамвай. Теперь он опять возит киевлян. Сколько еще прослужат наши "старички"? Если за ними присматривать и вовремя чинить, то лет на 5--10 их еще хватит.