1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №274 (1026) за 04.12.2001

РАСИЗМ В УКРАИНЕ:

Студентом быть нелегко: могут "попросить" из общежития еще до окончания учебы. По дороге из общаги до института раза три порой "цепляются" стражи порядка -- интересуются документами. А о том, чтобы подзаработать на учебу, можно и не мечтать. Все эти горести чаще преследуют людей с выразительным лицом "восточного типа".

Как только США объявили, что главные подозреваемые в трагедии 11 сентября, по их мнению, -- радикальные исламисты во главе с Усамой бен Ладеном, по всей стране прокатилась волна антиарабских выступлений. Она быстро выплеснулась за пределы США, в первую очередь, в страны, поддержавшие Джорджа Буша и "антитеррористическую операцию". А потом, похоже, докатилась и до нас. Хотя к темнокожим людям мы уже давно относимся специфически. Или нет?

ОФИЦИАЛЬНО РАСИЗМОМ НЕ ПАХНЕТ

Учеба -- одна из немногих возможностей для молодежи из стран Азии и Африки легально попасть в Украину. По данным Минобразования, в прошлом году в Украине проходили обучение 15500 студентов-иностранцев. Для сравнения: в последние годы существования СССР в украинских вузах было около 30 тыс. иностранцев. Разумеется, тогда учебу оплачивал "Союз нерушимый". С приходом независимости все изменилось. В 1993 году Кабмин принял постановление, согласно которому все студенты-иностранцы должны учиться по контракту. Это же постановление определило нижний порог оплаты: так, каждый год учебы обходится им примерно в 1500 у.е. Сумма немалая, и, ясное дело, студенты, выплачивающие ее, автоматически переходят в разряд "богатеньких". Порой это вызывает неприязненную реакцию жителей микрорайонов, где иностранцев селят на время обучения.

Педагоги, работающие со студентами-иностранцами в столичных вузах, дружно объясняли мне, что расизмом у них и не пахнет. Так, например, замначальника департамента международного сотрудничества Минобразования Василий Шпилевый сказал по этому поводу: "В советские годы случались недоразумения между нашими студентами и иностранцами. Иногда доходило и до драк. Впрочем, причины конфликтов были обычные, а не расовые, скажем, из-за девушек. А за годы независимости я вообще таких случаев не помню".

Другой собеседник, директор департамента международных связей Национального авиауниверситета Александр Юдин, вообще назвал свой вуз "вычищенным":

-- У нас около 600 студентов-иностранцев, из них 70--80% -- выходцы из Китая и Вьетнама. Арабов человек 80, в подавляющем большинстве это христиане из Туниса и Марокко. Поскольку их большинство, они задают тон всему ближневосточному землячеству. Так что за наших студентов-арабов я спокоен: бед они не натворят. Каких-либо стычек украинских студентов с иностранцами у нас не было, -- подытожил мой собеседник.

"ПУСКАЙ ДАЛЬШЕ ТЕБЕ АЛЛАХ ПОМОГАЕТ"

К сожалению, пообщавшись с самими иностранцами, я пришел к выводу, что не все так гладко, как представляется руководителям вузов. Только спроси иностранца, живущего в Украине, о его проблемах -- узнаешь много нелицеприятного о нашей исполнительной власти.

Афганский художник Хамид Кабулли у нас живет уже 11 лет. Когда-то он приехал сюда получать высшее образование, да так и остался -- на его родине власть захватили талибы, и возвращаться стало некуда.

-- Когда я учился в киевской Художественной академии, в одной комнате со мной в общежитии жил финн. Так вот, у него никаких проблем с продлением регистрации не возникало -- об этом заблаговременно беспокоилось руководство вуза. А меня, когда я заканчивал учебу, чуть ли не каждый день администрация общежития настойчиво спрашивала: когда комнату освободишь? Ну почему так, чем я хуже финна?

После института я хотел закончить еще и аспирантуру, -- продолжает Хамид. -- За помощью отправился в Министерство культуры. Один чиновник сказал в ответ на мою просьбу: "Мы тебя в институте выучили, а теперь тебе пускай Аллах помогает". Так я в аспирантуру и не попал. Теперь вот сам преподаю живопись детям-афганцам, таким же беженцам, как и сам.

-- Наше общение с украинцами проходит на трех разных уровнях, -- рассказал президент Всеукраинского союза эмигрантов Афганистана Маредж Ислам. -- Первый из них -- это законы. Они хороши, защищают нас, дают различные права. Второй -- это исполнители закона. Вот здесь-то и бывают конфликты. Порой нас и за нормальных людей не считают. Например, афганца могут остановить на улице, незаконно обыскать. А по моим данным, правоохранительные органы не зафиксировали ни одного уголовного дела с участием афганских беженцев. Мы живем мирно: учимся, работаем. На третьем, бытовом, уровне общения трений с украинцами у нас не возникает.

ДРАКА -- ПРОСТО НЕПРИЯТНЫЙ СЛУЧАЙ

Недавно в редакцию пришло письмо от студента-иранца, который учится в аспирантуре одного из известных киевских вузов. В письме речь идет о том, что 29 сентября его приятеля по учебе, выходца из Перу, избили на улице местные хулиганы. Этот случай подорвал веру иранца в гостеприимство украинцев, хотя и не окончательно. "Пока я верю в то, что это был просто неприятный случай", -- такими словами заканчивалось письмо.

Мне удалось встретиться и пообщаться с его автором. Он рассказал, что пока не уверен, избили его приятеля за цвет кожи или же нападавшим просто нужны были деньги. Может быть, молодым подвыпившим хулиганам все равно было, к кому прицепиться? Руководство вуза убеждено, что студенту из Перу просто не повезло.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ

Украина, по выражению историков, -- перекресток, на котором сходились самые разные народы. Поэтому в наших обычаях и обрядах встречаются вкрапления самых, казалось бы, несовместимых культур. Значит ли это, что мы не способны проявлять нетерпимость к иностранцам, потому что давно к ним привыкли?

"Пример классического расизма -- недавние события на московском рынке в Царицыно", -- считает этнограф Юлия Никишенко. По ее мнению, иногда властям нужно отвлечь внимание населения от социальных проблем, выплеснуть недовольство масс на внешнего врага. Вот и стали врагами жаждущие "свободы" чеченцы, а теперь еще и "арабские террористы". Нечто подобное делают и власти США, для которых внешним врагом стали исламисты во главе с Усамой бен Ладеном.

-- Общепризнано, что традиционные культуры, в том числе и украинская, не склонны к расизму, -- говорит Юлия Никишенко. -- Совсем другое дело -- этнические стереотипы. Классические примеры -- это рассказы о том, что евреи добавляют в мацу кровь христианских младенцев, что все цыгане или воруют, или ворожат. К сожалению, такие стереотипы неизбежны. Отделение себя от других и, как следствие, негативное отношение к чужим народам -- это краеугольный камень любой этнической культуры. Народ стремится защитить свою территорию, удержаться от смешивания. Но погромы всегда провоцировали власть имущие, -- утверждает Юлия Игоревна. Расизма не бывает, если он не выгоден государству. Слава Богу, нашим властям он не выгоден, и, хочется верить, его ядовитые семена не дадут опасных всходов на украинской почве.