1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (1027) за 05.12.2001

ПОТОМКАМ ЛЬВА МЫ УГОДИЛИ

Три молодые англичанки, внучатые племянницы Льва Толстого, прибыли 1 декабря в Киев на премьеру в Молодом театре спектакля о любви и ненависти, объединявших на протяжении полувека великого русского писателя и его жену Софью.

Автор пьесы "Языческие святые", по которой поставлен спектакль "Лев и Львица", Ирэна Коваль, украинка американского происхождения, очень волновалась перед приездом представительниц семейства Толстых. Еще бы, ведь ее творенье, основанное на дневниках Льва и Софии Толстых, срывает священное покрывало с "зеркала русской революции" и показывает его совсем в ином, непривычном свете. Оказывается, гений был тщеславен, ревнив, безразличен ко всему, кроме своего творчества. К тому же жена подозревала его в противоестественных наклонностях. А ну как обидятся молодые родственницы за своего великого предка? Глядишь и повестки в суд недолго ждать придется. Правда, госпожу Коваль обнадеживало то, что одна из трех сестер Льва Николаевича -- Анастасия -- присутствовала в свое время при публичной инсценизации пьесы на Би-Би-Си и по окончании с благодарностью обняла автора. Да и команда, выбранная для воплощения столь дерзкого замысла -- блестящие профессионалы. У режиссера, худрука Киевского молодого театра Станислава Моисеева, проигрышей не бывает в принципе. Исполнитель главной роли -- Богдан Ступка -- в состоянии спасти даже самое безнадежное предприятие, а исполнительница главной женской роли Полина Лазова (так же, как и Богдан Сильвестрович, актриса Театра им. Франко) завораживает уже одной внешностью.

Сначала казалось, что артисты пасуют перед литературным материалом -- уж чересчур они были театральны. Но потом лед между сценой и зрительным залом растаял, и публику захватил вихрь трагикомических ситуаций. Опасения относительно оскверения святыни, то есть образа великого русского писателя, оказались необоснованными. Да и чем уже можно после анекдотов Даниила Хармса о Льве Толстом удивить его поклонников? А вот режиссерские находки появлялись как из волшебного ларца: снежный шар превращался в маятник, снег -- то в корм для кур и свиней, то в конфетти. Из трюмо получался сначала гроб, а потом те самые знаменитые дневники, которые вели Лев Николаевич и Софья Андреевна -- то ли чтоб душу излить, то ли для того, чтоб больнее уколоть друг друга. А в конце (по сюжету это начало взаимоотношений героев, ведь события показаны в обратном порядке: начинаются все смертью Толстого, а заканчивается его свадьбой) Лев и Соня в блестящих свадебных нарядах падают на сверкающую кучу снега и растворяются в ней -- да так, что было совершенно непонятно, откуда они взялись, когда вышли на поклон -- занавес-то не закрывался...

Публика, а главное, три родственницы Льва Толстого остались в восторге. Анастасия уехала в Лондон, где работает литературным редактором на Би-Би-Си. Александра и Ксения -- в Москву, где первая пишет книгу, а вторая учится в Литературном институте. А Ирэна Коваль, окрыленная успехом, думает о том, как вывезти спектакль в Англию, и вынашивает новые творческие замыслы.