1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1028) за 06.12.2001

ЧЕРЕЗ ГОД ДЫШАТЬ В СТОЛИЦЕ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ

Въезжая в черту большого города, сразу ощущаешь, что здесь дышится тяжелее. Не удивительно, ведь каждый год в атмосферу Киева выбрасывается около 300 тысяч тонн вредных веществ (то есть, больше 100 "кило" на одного жителя). Главным виновником загрязнения является автотранспорт (90%), которого в столице насчитывается уже более полумиллиона штук, и из года в год количество машин возрастает на 20--25 тысяч. Глядишь, к 2010 году по улицам придется ходить в противогазах. Хотя...

На последней сессии Киеврады утверждена многострадальная городская программа "Экология транспорта", которая вызвала ожесточенные споры чиновников и несколько раз отправлялась на доработку. Вернее, депутаты проголосовали за основные принципы программы, а механизм ее реализации еще предстоит разработать. Для этого отведен месячный срок -- до следующей сессии. Что касается принципов, то наша газета уже упоминала о них. Теперь -- более подробно.

Прежде всего планируется тщательней следить за исправностью транспорта, будь-то автомобиль или автобус. Если двигатели перестанут барахлить, вредные выбросы сократятся на 6--8 %. Параллельно будет усилен контроль за качеством горючего, которое реализуется в столице. Эту задачу возложат на специальное подразделение МВД или муниципальную экологическую милицию. Если бензин и дизтопливо будут отвечать европейским нормам по содержанию серы, ароматических углеводов и свинцовых соединений, вред от выбросов сократится еще на 7--10 %.

Не обойдется и без нейтрализаторов, которые будут очистять выхлопные газы (установка таких приборов на автомобилях возможна лишь при использовании неэтилированного бензина и дизтоплива) -- тогда воздух станет чище на целых 20--23 %. Постепенно транспорт планируется вообще перевести на экологически чистое горючее -- сжиженный природный газ (плюс 10--13 % пользы для экологии). Кстати, такое переоборудование автомобилей выгодно. Учитывая разницу между розничными ценами на природный газ и горючее, все затраты, по предварительным расчетам, окупятся в течение 6--8 месяцев.

Особое внимание уделят транзитному транспорту. По территории Киева проезжает 60--100 тысяч "инородных" транспортных средств в сутки. Почему бы не создать на въездах в Киев контрольно-пропускные пункты, которые будут проверять экологические показатели автомобилей? Семь таких пунктов, оборудованных стендами и необходимой аппаратурой, обойдутся в 4 миллиона гривен. Если оценивать стоимость одной процедуры проверки в 1 гривню с автомобиля, то общий сбор составит около 36,5 млн. грн. в год. Кстати, что касается экологических сборов, то в перспективе и местным водителям придется каждый месяц выкладывать от 75 копеек до 2 гривен в зависимости от мощности двигателя.

Следующий пункт должен порадовать жителей, у которых машин нет, и расстроить тех, у кого они есть. Со временем будет запрещено парковать автомобили непосредственно возле жилых домов. Стоянки же оборудуют на расстоянии не ближе 500 метров от них. Причем "машиновместимость" таких стоянок значительно увеличится, так же как и кооперативных гаражей, которые планируется строить в несколько этажей, причем не только вверх, но и вниз, под землей.

В общем, программа интересная и, судя по всему, эффективная. Только бы она не застопорилась на первом же этапе реализации. Хочется верить оптимистичным прогнозам специалистов-транспортников, которые твердят, что положительные изменения в экологии киевляне почувствуют уже через год.