1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1028) за 06.12.2001

ЛЮК С ЗАМКОМ НЕ ПО ЗУБАМ ВОРАМ И ТЕРРОРИСТАМ

Сломать ногу или разбить голову можно на ровном месте, даже будучи совершенно трезвым. Для этого достаточно пройтись по темной улице, на которой полно люков. Наверняка, найдется один открытый -- воры-металлоискатели постарались. А можно с разбега спуститься в плохо освещаемый подземный переход -- решетки-ливнеприемники, которые расположены сразу возле ступенек, пользуются еще большей популярностью, особенно у дачников.

Что касается самых любимых у похитителей чугуна мест, то это территории Днепровского, Голоссеевского, Святошинского, Деснянского районов. А среди самых непопулярных значится Печерский район. В центре города украсть крышку или решетку гораздо тяжелее -- много любопытных глаз. Но даже если такое случается, там ее сразу заменяют новой. Другое дело, скажем, лес на Виноградаре, в котором годами зияют дыры колодцев. Заботливые прохожие прикрывают их корягами или другим способом обозначают опасное место.

По словам Олега Карпенко, заместителя генерального директора КП "Киевгоргидродормост", каждый год приходится обновлять, в среднем, по 5000 решеток и 500 люков (80-килограммовую решетку легче унести, чем 150-килограммовый люк, да и в хозяйстве она больше нужна). И это только принадлежащих этому предприятию. А ведь есть еще "Киевводоканал", "Киевгаз" и другие службы, заведующие подземными коммуникациями, -- у них свои колодцы и камеры. Если подсчитать, во сколько этим службам обходится ежегодная замена украденных люков, то выйдет приличная сумма. В этом году "Киевгоргидродормост", например, закупал их по цене 110 грн. за штуку. Вот и получается, что деньги, которые можно было использовать на ремонт того же асфальтового покрытия, идут коту под хвост. А точнее в пункты приема металла, где не особо привередливы к тому, что приносят граждане.

Впрочем, не все так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Два года назад в Киеве начали устанавливать люки с замками. В первую очередь, на оживленных магистралях, где заметить их отсутствие сложнее и легче вскочить колесом. Замковое устройство, по словам Олега Платоновича, -- это еще и профилактика террористических актов. (Накануне массовых мероприятий в городе или перед проездом важной делегации люки обязательно проверяются, а после известных событий в США такие проверки приняли систематический характер.) Единственное "но" -- люков с замками в столице пока лишь 1--2% от общего количества. Причина -- дороговизна. За один приходится выкладывать до 300 грн.

Что касается решеток-ливнеприемников, то они пока беззащитны перед ворами. Единственная надежда на зоркость спецбригад, которые ежедневно обходят места их установки. Благодаря им, в подземных переходах можно увидеть загораживающие заборы с красными ленточками вокруг дырки или наспех сваренную решетку из арматуры. Но, по информации специалистов, в скором времени будет налажен выпуск решеток с замками -- предприятия, занимающиеся чугунным литьем, уже получили заказ.


КСТАТИ

Опасность представляют не только открытые люки. Дело в том, что со временем они начинают "проседать", а на проезжей части это чревато дорожно-транспортными происшествиями (допустимое отклонение люка от линии проезжей части -- 1 см). А для того, чтобы люк поднять до нужного уровня, необходимо разбить асфальт, поднять плиту размером 1,7 м х 1,7 м, потом снова залить все это асфальтом -- в общем, процесс очень трудоемкий и времени много занимает.

Недавно Национальный транспортный университет разработал новую технологию поднятия люка (по европейскому образцу). Она дает возможность подтягивать до проектной отметки саму обойму колодца, при этом плита остается неподвижной. Стоит вся процедура 350 грн., тогда как по старой -- 1500 грн.

Кстати, с начала лета этого года по новой технологии выровнено 2520 люков и 2004 решетки.