1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №279 (1031) за 10.12.2001

ПОСЛЕ КИЕВА "ПЕСНЯМ ВЕКА" ПРИДЕТСЯ ЗАПИСАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДИСК

Киевские кассиры все еще не могут привыкнуть к этой странности: третий раз приезжает в Киев хор московских бардов, и в третий раз билеты "разлетаются" мгновенно. Видимо, на крыльях любви...

В "Октябрьский" на "Песни нашего века" опять попали не все. Из тех, кому не досталось билетов, часть, всхлипывая, поплелась домой. Многих, кто достоял до 19.00, великодушно запустили внутрь. Аншлагу стало тесно в креслах, и он поглотил ступеньки амфитеатра, разлился по проходам балкона и полез в дверные проемы... Аншлаг явно жаждал дворца не меньше "Украины". Но там в это время в полупустом зале пели блатняк герои "Шансона". Узнав об этом, барды расплылись в добрейших улыбках: "Может, в антракте возьмем часть публики и поедем, поможем ребятам?"

Странная все-таки они компашка. Десяток бардов, каждый из которых не просто солист, а натурально звезда авторской песни -- и все с явным удовольствием поют чужие песни. Непонятно. И вообще, как заметили друзья, такое количество генераторов юмора на один коллектив -- штука взрывоопасная. (Лично я до сих пор не могу определиться, какой же паразит в ответ на выкрик из зала: "Дайте слово контрабасисту", брякнул: "А он глухонемой!") Они могли бы патентовать избранные места из конферанса. Да не запоминают шедевров, которые рождаются на сцене. Худрук всего этого безобразия Виктор Семенович Берковский возьми да и обзови Дмитрия Богданова "лучшим исполнителем по мужской части". Галина Хомчик и Лидия Чебоксарова, соответственно -- "по женской части". Конечно, большой бард и еще больший юморист Леонид Сергеев страшно заинтересовался: "Виктор Семенович, а я у вас -- по какой части?" Контрабасисту Виталию Соломонову тут же было присвоено высокое звание "контрабандист" (Берковскому так ближе -- у него все-таки песня одноименная в диск "Песни нашего века-3" вошла), самого Берковского сразу назначили руководителем "всей этой банды контрабандистов", Александр Мирзаян -- "це наш мозг" и т.д. А чего стоят обещания Леонида Сергеева: "Всего за 5 гривен В.С.Берковский в антракте может попинать любого желающего..." (это к песне "Хромой король" прилагался рассказ о совершенно новой коленной чашечке худрука).

Да, жить вместе им трудно. Но есть у меня подозрение, что они и друг без друга уже не могут. Втянулись! Слава Богу, жаркие споры на предмет, записывать или не записывать третий диск, позади. Уже непонятно, как мы обходились без него раньше. Теперь начались... споры о четвертом диске. Кажется, непоколебимость Берковского, который и слышать об этом не хотел, после киевской гастроли сильно пошатнулась...

В третьем диске есть настоящие шедевры: до слез пробирающий "Такой большой ветер" Новеллы Матвеевой, до мурашек по спине -- "Охота на волков" Высоцкого... Они долго спорили, можно ли вообще Высоцкого петь хором. Но после грандиозного успеха песни "Здесь вам не равнина, здесь климат иной" (диск №2) сомнения развеялись. И в третий попал, кроме "Охоты", "Большой Каретный" -- может быть, исполненный излишне игриво, но зато чрезвычайно ярко. И даже с "цыганочкой" в исполнении Константина Тарасова (а ведь сколько лет киевлянам обещали, что он станцует -- еще когда Костя концертировал в дуэте с Олегом Митяевым!).

На самом деле, замечательные киевские организаторы имели шанс заработать еще пару копеек -- ежели бы сообразили продавать билеты на репетицию. Думаю, уже ради одного созерцания вальсирующих под песню "С добрым утром, любимая" Леонида Сергеева с Валерием Мищуком любители (жанра) раскошелились бы без зазрения совести. Впервые в Киеве первое отделение состояло не из "песен века": каждый пел что-то свое, а "хористы" подпевали. Песню для каждого выбирали сообща, причем меньше всего учитывалось... мнение самого автора. И вальс "С добрым утром, любимая" Константина Тарасова (композитора этого шедевра на слова Олега Митяева) исполнить прямо-таки заставили. И вдохновенный хор (не только на сцене, но и в зале) радостно пел вместе с ним. Аж до последней строчки. Последняя строка исполнялась Костей соло: "Хай потерпить ДАІ". Эффектная точка. Вернее, запятая, потому что первое отделение поистине превратилось в "лучшее из лучшего". И "Жизнь прекрасна" Вадима и Валерия Мищуков, и "Божественная суббота" Виктора Берковского на слова Булата Окуджавы -- все звучало изумительно. И еще раз подтвердилась гениальность Окуджавы -- после дивного исполнения Галиной Хомчик "После дождичка небеса просторны" и Дмитрием Богдановым -- "Заезжий музыкант целуется с трубою..."

Завершали концерт студенческим гимном того же Окуджавы:

...Как вожделенно жаждет век
Нащупать брешь у нас в цепочке...
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.

На последнем куплете Вадим Мищук вдохновенно порвал струну. (Ура, значит концерт удался!) Их снова и снова вызывали на бис, аплодировали стоя, не отпускали...

Лично я после всего этого поставила себе нехороший диагноз: "Песненашеговеказависимость". Потому что, пока они были в Киеве, можно было спорить: что лучше, что хуже... А ровно через 12 часов после засаживания их в поезд началась страшная ломка. И как это лечить -- науке неизвестно. Разве что все теми же песнями. Хотя бы на диске.

P. S. Если вы вздумали впасть в депрессию из-за того, что не попали на концерт, делайте это поскорее -- чтобы к весне из нее выйти. А то приедут "Песни нашего века" с программой "Лучшее из лучшего" (в трех отделениях, да в "Украине"), а вы в тоске сидите -- нехорошо!