1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №279 (1031) за 10.12.2001

"ХАРАКТЕР У МЕНЯ УЖАСНЫЙ, ПОЭТОМУ СПОКОЙНО ИГРАЮ ГАДКИХ ЖЕНЩИН"

В жизнь она пришла Мариной Поляковой-Байдаровой, а миру стала известна как Марина Влади. Она "влетела" на киноэкран босиком, с распущенными русыми волосами, создав прелестный образ купринской Олеси в чисто французской интерпретации под названием "Колдунья". С тех пор в моду вошла прическа "а ля колдунья"...

Она снимается в кино с 10 лет. Множество потерь и разочарований выработали в ней защитную реакцию -- надеяться только на себя, на свои здоровые славянские корни, доставшиеся от мамы, -- русской дворянки, и отца -- из украинских цыган. Вся большая семья была удивительно артистична. Отец -- известный исполнитель русских и цыганских романсов в Париже Владимир Поляков. Марина и две ее старшие сестры, Эллен Валье и Одиль Версуа (Татьяна) -- актрисы, еще одна сестра, Ольга, работала на телевидении. Одно время во Франции был очень популярен спектакль по пьесе Чехова "Три сестры", в котором играли сестры Поляковы. Марина была старательной ученицей хореографической школы при Гранд Опера, и балетный тренаж впоследствии очень пригодился, определив ее удивительную пластику. И если звездой ее сделал фильм "Колдунья", то последующие удачи -- "Дни любви", "Веские доказательства" и еще около ста картин -- закрепили ее мировую известность.

Когда-то Марина Влади очень любила давать интервью и была достаточно откровенна. Эта черта сохранилась и сегодня, но... с точностью до наоборот. Московских журналистов она просто не подпускает, так как до сих пор верна своей максималистской фразе: "Ноги моей не будет в Москве!" На это интервью она согласилась только потому, что мы прихали из Украины. А она, как человек очень участливый, до сих пор помогает чернобыльским детям через франко-украинскую культурную ассоциацию "Весна". В разговоре мы намеренно обходили ее совместную жизнь с Владимиром Высоцким, хотя она нет-нет да и сворачивала на эту тему -- она все еще переполнена этим чувством, и рана не зажила.

В манере говорить этой неординарной, до сих пор красивой женщины, чувствуется ирония и скептицизм, и все же иногда пробивается беззащитность. Недаром она обронила фразу: "Я после всего не верю ни в Бога, ни в астрологию". Мы разговаривали в ее новой квартире на Монмартре в окружении двух породистых овчарок, которые живут у нее уже много лет.

"НЕ ЛЮБЛЮ АКТРИС, КОТОРЫЕ ДУМАЮТ"

-- Марина Владимировна, вы поняли, что же такое счастье?

-- Самое большое счастье -- жить. Моих сестер уже нет, и потому дар жизни я особенно стала чувствовать. Мне теперь нужно жить не только за себя, но и за них.

-- Вас долгое время ассоциировали с героиней купринской "Олеси" -- Колдуньей...

-- "Колдунья" -- это уже далеко от меня, несмотря на то, что все время о ней спрашивают и во Франции, и в других странах, когда устраивают встречи со мной. И показывают фрагменты именно из этого фильма. Считается, что это самая своеобразная роль Марины Влади. В те времена я не так много занималась психологией. Получала текст и его играла. Мне кажется, что до сих пор я играю больше как человек, а не актриса. Я не очень люблю актрис, которые много думают. Хотя есть и среди думающих людей прекрасные артисты.

-- Это и есть таинство искусства. А как вы перевоплощаетесь в резко отрицательных героинь, где нужно играть не себя ?

-- Думаю, что и сама имею отрицательные стороны. Характер у меня ужасный, так что спокойно могу играть гадких женщин. Почему нет? На самом деле, мы все неоднозначные люди, у нас есть все цвета. Чтобы иметь один красивый цвет, нужно иметь много разных красок.

-- Вы как-то говорили, что ради детей могли не поехать в командировку, отказаться от роли в кино?

-- Я думаю, что всю жизнь была прежде всего женщиной, а не актрисой. Больше всего меня интересует собственная жизнь: мои дети, мои мужья. Но я ничем не жертвовала. Я родила детей, я долго их воспитывала, потом снова снималась. У меня была хорошая актерская звезда -- я всегда могла возобновлять карьеру после длительного перерыва. Это была моя работа, но ради нее я никогда не отдала ни одного дня моей женской жизни. У женщин очень много обязанностей. Надо быть и матерью, и женой, и профессионалом. Мужикам в жизни легче. Возможно, через какое-то время они тоже будут заниматься и детьми, и домом.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Марина Влади вышла замуж в 17 лет за своего однокурсника Робера Оссейна. Он тоже сделал хорошую карьеру в кино и театре. Пока они были вместе, он ее активно снимал в своих фильмах, в частности, в "Преступлении и наказании" (в роли Сонечки Мармеладовой). Своих двух сыновей они назвали русскими именами -- Игорь и Петр. После развода Влади и Оссейн питают друг к другу такую неприязнь, что никто не решается в присутсвии одного вспоминать другого. Потом Марина увлеклась летчиком, владельцем авиакомпании в Африке Жан-Клодом Бруйе. Брак с ним "подарил" актрисе еще одного сына -- Владимира.

Третий брак, с Владимиром Высоцким, был самым испепеляющим и публичным. Потому неудивительно, что ее четвертый брак с одним из крупнейших в мире специалистов-онкологов Леоном Шварценбергом некоторые ее знакомые, особенно на родине Высоцкого, осуждали и называли "предательским". Хотя история этого союза весьма трогательна. Леон был их семейным врачом, лечил от онкологии маму и старшую сестру. А когда у Марины после смерти Высоцкого началась жесточайшая депрессия, он и ее спас. Леон ушел от жены и сына, оставив им дом, и попросил Марину временно приютить его в ее большом загородном доме. Но его ждали серьезные испытания. Леон -- убежденный сторонник эвтаназии (умерщвления врачом безнадежных больных по их просьбе), и однажды его обвинили во взяточничестве и саморекламе. Началась травля. И когда в очередном радиоинтервью, ничего не подозревая об их уже близких к тому моменту отношениях, журналист спросил Марину, что она думает по поводу "дела Шварценберга", она со свойственной ей резкостью заявила, что уверена в честности этого человека, так как с ним живет и знает его. Даже для свободного Парижа это было как взрыв бомбы.



-- Вы снимались вместе с нашим земляком Николаем Гринько в фильме Сергея Юткевича "Сюжет для небольшого рассказа" о взаимоотношениях Чехова и Лики Мизиновой. Какие остались воспоминания?

-- Я чувствовала себя тепло и уютно. Гринько был очень интеллигентный, спокойный -- во всяком случае внешне. Внутри он может был и бешеный, как мы все, но этого не показывал. Замечательный партнер. До предложения Юткевича я хорошо знала Чехова, потому что долго его играла (в театре -- "Три сестры", в кино -- "Степь"), много читала. Это приглашение было необыкновенным счастьем, но согласие мне далось трудно. Нужно было уезжать из Франции, по крайней мере, на год. А у меня три еще маленьких мальчика. Но потом я встретила Володю, и получился не год, а двенадцать...


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Айше Чулак-оглы, вдова Николая Гринько, познакомилась с Влади на съемках "Сюжета для небольшого рассказа" и до сих пор поддерживает с ней дружеские отношения. Николай рассказывал ей, что когда он был в Париже у Марины дома, его поразило, что Влади все делает сама. А когда он сказал, что Марина меняла мужей, она ответила: "Понимаешь, тебе повезло: ты сразу нашел свою половинку, а у меня так не получилось". "Как-то, в перерыве съемок "Сюжета для небольшого рассказа", мы с Мариной шли обедать, и она позвала меня в дамскую комнату, -- вспоминает Айше. -- Помню, она стояла в уголке, что-то поправляла и вдруг говорит: "Айше, что мне делать?" Она в это время решала свои отношения с Володей. Я говорю: "Как, что делать? Если ты его любишь, он тебя тоже, так при чем тут другие?" -- "Понимаешь, много сложностей". И тут я увидела такие глаза! Русалочьи, бездонные, горячие, страстные. Обычно у нее они такие невинные, голубые, а тут -- зеленые! Никогда их не забуду...

Уже много позже мы с Колей встретились с Мариной в московском Доме кино, обнялись. Я наткнулась на жирок, а она на мои кости. И мы друг от друга отскочили. Я говорю: "Марина, ну что ж ты?" А она улыбнулась: "Ты выбрала фигуру, а я выбрала лицо!"

Помню, она в перерыве съемок уговаривала кого-то по телефону взять ее сыновей в "Артек". В противоположном углу очень большой и длинной комнаты появился какой-то молодой человек. Марина говорила, не поднимая глаз. Когда юноша вышел, она, прикрыв трубку, спросила: "Кто этот парень?" Вот что такое -- настоящая француженка!



-- А вот там -- симпатичная фотография красивого молодого человека с маленькой девочкой. Это кто?

-- Это мой младший сын Владимир с дочкой... Я всегда считала, что детям можно помочь в жизни, но не нужно их воспитывать. Сейчас вижу их очень редко, потому что они всегда в разъездах. Один -- музыкант, живет в Южной Америке, другой был актером, но сейчас живет на Таити своеобразной жизнью, как он сам говорит: "Моя жизнь -- мой шедевр". А третий -- на юге Франции. Внучка у меня только одна, ей уже 10 лет, но очень много внуков у покойных сестер.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Старший сын Игорь несколько лет назад попал в страшную автокатастрофу. Погибли две его дочки. Сам Игорь долгое время был в коме, потом лежал парализованный, тяжело возвращался к жизни. Некоторые СМИ вообще передали информацию, что он погиб. Марина прошла и через это.



"КОГДА ТЫ ИМЕЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ ДОМ В 15 ЛЕТ -- ЭТО ЗДОРОВО!"

-- Вы говорили, что главной страстью стало писательство, что вы себя лучше чувствуете не на площадке, а за рабочим столом...

-- Это естественно, потому что актер нуждается в группе, и он работает вместе с другими. А когда ты пишешь -- ты один за столом, и сам отвечаешь за то, что делаешь. Ты свободен и ты ответственен -- это и легче, и труднее. А в кино я не свободна. Пишу чаще всего вечером или ночью, но пишу везде, так как не сижу на месте -- в гостинице, самолете, где придется. Но когда я этим занимаюсь, то не работаю в театре или кино, потому что не могу смешивать разные профессии. Когда задумываю книгу, куда-нибудь уезжаю, например, в Италию. Избегаю людей, рядом только собаки. Первая книга -- это воспоминание-память (нашумевшая книга о жизни с Высоцким "Владимир, или Прерванный полет. -- Авт.). Потом был роман "Сергей Иванович". Конечно, я никогда в жизни не воевала и не была в Афганистане, но так много слышала об этих мальчишках, что захотелось о них рассказать. И я вошла в образ героя, 18-летнего мальчика. Три года писала и очень жалею, что его еще у вас не читали. Последний роман автобиографичен -- "Мой вишневый сад".

-- У вас большой красивый дом. Наверное, обладаете обостренным чувством домашнего уюта?

-- Дом -- это все. Я знала, что у меня есть дом, где мои дети, мама, но у меня были и другие дома: Россия, квартиры и коридоры, где мы спали с Володей, -- это тоже был наш дом. О чем говорить, когда ты имеешь возможность купить в 15 лет дом и можешь там поселить своих сестер, родителей, друзей и собак, то, конечно, это здорово. У меня все это было. И вот недавно я решила оттуда уйти, так как было слишком тяжело, да и дети разъехались. Решила вернуться в Париж, где я родилась.

-- Где вы сейчас снимаетесь?

-- Много работаю у молодых режиссеров, хотя мне теперь предлагают маленькие роли, но неважно, я всегда соглашаюсь, чтобы помочь. Снимаюсь в разных странах. Например, несколько дней съемок фильма "Ветер над городом" (где Влади снималась вместе с Зиновием Гердтом. -- Авт.) проходили в Одессе, где мы были с Володей неоднократно на его съемках ("Служили два товарища" и "Опасные гастроли"). И я снова встретилась с этим городом.

-- В театре много работы?

-- Да. Одна из последних работ -- роль Марины Цветаевой. Пьесу написала специально для меня молодая девчонка. Роль тяжелая -- надо играть такую гениальную поэтессу! Я безумно волновалась. Когда выходила на сцену, сзади чувствовала всех партнеров и... Володю. Успех был очень большой, хотя публика совсем не знала, кто такая Марина Цветаева. Недавно снова возвратилась в спектакль "Вишневый сад".

-- Чехов неуклонно следует за вами!

-- Я думаю, что это я иду за ним. Я все время ищу связь с ним, очень люблю его. Надо сказать, что французы всегда охотно предлагают мне роли русских женщин.

Вы знаете, вся жизнь -- труд, есть и тяжелые моменты, и хорошие. Но я считаю, что у меня все есть: здоровье, работа -- все нормально. А ведь есть люди, которые не имеют всего этого. Правда, у меня колоссальная амплитуда счастья и трагедии. Думаю, если жизнь ровная, спокойная, то она скучна. Так что я предпочитаю свою амплитуду, хотя она бросает меня иногда в жуткое состояние.