1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1032) за 11.12.2001

"ТЫ МЕНЯ ПРЕДАЛ, НО МЫ ОСТАЛИСЬ СУПРУГАМИ..." --

Все знают оскаровский (7 наград!) шедевр Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Лента рассказывает реальную историю загадочного Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй мировой войны более тысячи ста евреев. Однако не все так однозначно в этой истории, ведь жизнь -- не кино.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Правда, мировая пресса реагировала на картину по-разному. Одни восхищались гражданским мужеством режиссера, другие иронизировали: отчего, дескать, это гражданское мужество прорезалось у него не сразу, а лишь после того, как он обеспечил не только собственную безбедную старость, но и будущее своих потомков вплоть до пятого колена. Став миллионером, знаменитый режиссер вспомнил о своем гражданском долге и снял фильм о Холокосте. Упрекали также режиссера и в практически абсолютном отсутствии более-менее подробно очерченных персонажей, за исключением двух-трех самых центральных. И в сугубо пропагандистской направленности ленты, а также пафосе, который режиссер "подает просто в гомерических дозах".

Фильм задумался после того, как однажды, по сообщению немецкой газеты "Stuttgarter Zeitung", редакция получила документы, принадлежавшие Оскару Шиндлеру. Среди найденных бумаг есть оригинал знаменитого "списка Шиндлера" с фамилиями 1200 евреев, спасенных им во время войны, который хранился в большом сером чемодане на чердаке в доме его друзей более 50 лет. Его случайно обнаружили дети владельцев архива во время уборки дома. Эти люди взялись сохранить архив фабриканта после его смерти в 1974 году. О существовании документов стало известно только после их смерти. Найденный в Германии список датирован 18 апреля 1945 года. Сейчас он хранится в редакции газеты "Stuttgarter Zeitung". Главный редактор газеты убежден: список не поддельный. Вместе с ним был найден еще один важный документ -- стенограмма последнего выступления Шиндлера перед рабочими 8 мая 1945 года.

Таковы факты. В остальном в картине Стивена Спилберга есть неточности. Порой несправедливые. Об этом же говорила после выхода картины вдова Шиндлера -- Эмилия, роль которой в знаменитой картине была сильно преуменьшена. А между тем, она сыграла в истории спасения сотен евреев не меньшую роль, чем ее знаменитый муж.

"ВТОРОГО ТАКОГО АВАНТЮРИСТА ЕЩЕ НАДО БЫЛО ПОИСКАТЬ!"

Надо сказать, что Оскар Шиндлер, как муж, был для красавицы Эмилиии вовсе не подарком. Изменять ей он начал сразу после женитьбы в 1928 году и даже не пытался это особенно скрывать. Скорее всего потому, что не связывал свое представление о будущем только с ней. Он даже просил развода перед войной, но Эмилия, будучи католичкой, решительно отказала ему. Начавшаяся война и создание Шиндлером "еврейской фабрики", круто поменяли ситуацию -- теперь у супругов были общая опасность, общий страх и общие тайны. Речь о разводе больше не заходила, однако на собственно супружескую жизнь это не повлияло. Но спустя много лет, когда мужа уже не было в живых, она категорически отвергала всякие намеки на "меркантильные интересы" мужа в этой истории.

В 1998 году 91-летняя Эмилия Шиндлер впервые за долгие годы согласилась встретиться с российским журналистом Леонидом Велеховым и на вопрос об этой самой "меркантильности" ответила с искренним возмущением (хотя до этого в двухчасовом разговоре называла покойного Оскара исключительно "идиотом" и "безмозглым болваном"): "Хороши меркантильные соображения! Эта затея каждую минуту могла стоить нам головы! Да, в 1943 году Шиндлер встречался с представителями еврейской благотворительной организации "Джойнт" (между прочим, в советской прессе тех времен эта организация часто фигурировала как "сионистская разведка" и "гнездо агентов империализма". -- Авт.) в Стамбуле, и те попросили его, если он может, облегчить участь соотечественников, пообещав, что после войны отблагодарят его за это. Но только до этого "после" надо было дожить! Хотела бы я посмотреть, кто еще такой ценой согласился бы зарабатывать обеспеченное будущее. Второго такого авантюриста, как Шиндлер, еще надо было бы поискать. Он был игрок и любил острые ощущения, авантюризм был в нем сильнее всего, сильнее любого расчета. Ну а потом, когда сблизился с евреями, проникся к ним сочувствием и стал помогать без всякой выгоды для себя. Если на первой фабрике, под Краковом, где тоже работали евреи, он и заработал какие-то деньги, то вторую, в Судетах, он организовал исключительно с целью спасти людей... Я занималась на фабрике финансами и знаю это точно..."

ЭМИЛИЯ

Мотивы своего участия в этом деле Эмилия объясняет очень просто: "Мне было их жалко. Они ни в чем не были виноваты. Мать меня учила: людям, которые ни в чем не виноваты и попали в беду, надо помогать".

Кроме того, Эмилия ненавидела антисемитизм (ее первой подругой была еврейская девушка Рита Гросс) и нацизм. Однажды Шиндлер попросил ее накрыть накрыть дома ужин по первому классу и привел на него очень высокого чина из СС. Немец напился и после каждого тоста "за фюрера" был бокал о пианино. После третьего бокала Эмилия встала из-за стола: "Я не имею ничего против того, чтобы фюрер был здоров, но бить бокалы, которые мне подарила моя мать, не позволю. Убирайтесь вон из моего дома".

...Между прочим многие, кто остались живы и помнят события тех лет, утверждают, что Эмилия Шиндлер в спасении евреев из Освенцима проявила ничуть не меньше мужества, чем ее знаменитый муж. В частности, Франсиско Вихтер, которому в годы работы на фабрике едва исполнилось 18, вспоминает, как однажды они получили известие, что на ближайшей железнодорожной станции стоит на запасных путях вагон, из которого раздаются стоны людей. Оскар в это время был в Кракове. Пришлось Эмилиии самой ехать на станцию в сопровождении нескольких рабочих. Там, ни на секунду не теряя самообладания, приказала вскрыть вагон. от увиденного все пришли в ужас: в вагоне было утрамбовано 110 истощенных, обмороженных больных евреев, которых по какой-то ошибке не довезли до Освенцима. Эмилия всех забрала в Брундлиц, откормила и выходила. Рисковала ли она тогда? Не то слово.

Чем потенциальные смертники могли ее отблагодарить в те годы? Ничем. Разве что в мае 45-го, когда одели Оскара и Эмилию в лагерные робы с желтой звездой и под охраной восьми добровольцев вывезли из Судет, отходивших под контроль советских войск. На выезде из советской оккупационной зоны их машину остановил патруль. Но никто не собирался проверять документы. Веснушчатый солдатик просунул голову в окно: "Часы давай!"

"МЫ ОСТАЛИСЬ СУПРУГАМИ ПЕРЕД БОГОМ"

Как мы помним, в свое время люди из "Джойнта" обещали после войны Шиндлеров отблагодарить. В общем, слово они сдержали. Во-первых, Оскару было единоразово выплачено 15 тысяч долларов -- довольно большие деньги по тем временам, во-вторых, все 4 года послевоенной жизни в Германии их поддерживали материально.

В конце концов, люди из все того же "Джойнта" предложили Шиндлерам перебраться в Южную Америку. Супруги прикинули, что их дела в Германии не очень хороши -- денег на жизнь практически не осталось, и в итоге они переехали в маленький австралийский городок Сан-Висенте -- в 60 километрах от Буэнос-Айреса. Эмилия очень рассчитывала, что переезд сблизит их с мужем... Но не тут-то было. Оскар взял не два, а три билета на пароход -- еще один для его возлюбленной.

В послевоенной Аргентине никому не было дела до них и их проблем. В смысле бизнеса у Шиндлера ничего не получалось: он брался то за одно, то за другое, но дела разваливались на глазах. Дальше -- больше: когда в 1957 году в Германии вышел закон о компенсации жертвам нацизма, он поехал за деньгами и больше в Аргентину не возвращался. Жене он оставил такое огромное количество долгов, что Эмилии пришлось, фактически, все продать, чтоб расплатиться с кредиторами. Но Оскара это совершенно не смущало, более того, в письме к жене он попросил ее утешить брошенную им в Аргентине возлюбленную -- некую Гисю. Между прочим, Эмилия просьбу выполнила, но после того, как в одном из писем муж пожаловался на изжогу от омаров, она начала выбрасывать его письма в огонь, не вскрывая.

Она бы так и умерла от голода, если бы благотворительная еврейская организация не купила ей домик Сан-Висенте. Когда в 1974 году Оскар умер на операционном столе от рака, она особо не опечалилась: "Он давно был для меня мертв". Кстати, "знаменитый авантюрист" Шиндлер до конца своих дней остался верен себе: оперировал его муж очередной возлюбленной. Оскар завещал похоронить себя в Израиле и тело его после смерти перевез один из тех людей, которые спасли его и Эмилию в мае 45-го.

Кто он был, этот Оскар Шиндлер? Даже жена его не может ответить на этот вопрос. За все эти годы Эмилия только раз побывала на его могиле в Израиле. Пожилую женщину подкатили в инвалидной коляске, и она обратилась к давно почившему мужу с речью, смысл которой сводился к следующему: хоть ты меня и предал, мы так и остались перед Богом супругами. Это правда. Развода она ему, настоящая католичка, до конца жизни так и не дала.

Предательство мужа и его нелюбовь -- так и остались для нее самой больной темой, несмотря на обрушившуюся после фильма Спилберга славу, несмотря на то, что ее принимали Папа Римский и тогдашний президент Америки Билл Клинтон. Почести и награды были уже ни к чему -- слишком поздно.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ НИХ

В июле минувшего лета Эмилия попала в больницу. Ее лечащий врач был настроен оптимистически -- считал, что через несколько дней пациентку можно будет выписать домой. Но увы: чуть больше месяца назад 94-летняя Эмилия Шиндлер, незадолго до этого переехавшая в Баварию ("чтобы умереть на родине"), скончалась. Как сообщила "The Sunday Times" со слов друзей вдовы Шиндлера, Эмилия последний год жила в бедности. Она не смогла получить никакой личной выгоды ни от документальной книги Томаса Кенелли "Ковчег Шиндлера", ни от фильма "Список Шиндлера", снятого по этой книге. Эмилия была госпитализирована в критическом состоянии в июле этого года, последнюю неделю своей жизни находилась в коме.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ НАС

Недавно по телесети NBC демонстрировали "Список Шиндлера". Показ вызвал протест сенатора Тома Кобурна, сказавшего, что в фильме слишком много насилия и обнаженных тел. Многие его коллеги назвали это выступление "бредовым" и отметили, что оно еще раз показывает, что государству следует как можно меньше вмешиваться в дела масс-медиа. В результате, через несколько дней Кобурн был вынужден оправдываться: "Полностью поддерживая пафос борьбы за свободу слова, хочу напомнить, что сразу после выхода фильма нашлись скептики, принявшие его в штыки. Холокост не может и не должен быть показан, говорили они. Если зритель сможет представить массовое убийство, то он сможет и принять его. Спекуляция на Катастрофе -- это еще не искусство". Американские журналисты прокомментировали происшедшее со свойственным им юмором: "То, что сенатор Кобурн посмотрел "Список Шиндлера" словно это "Салон Китти" апологета порнокино Тинто Брасса, показывает, что мы были правы".