1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1032) за 11.12.2001

"ГОРЮЧКА" БУДЕТ ДЕШЕВЕТЬ ДО ВЕСНЫ

Резкое снижение стоимости нефтепродуктов, вызванное приходом российских и казахских компаний на украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), гарантированно продолжится до конца зимы. Поэтому "горючкой" запасаться не стоит. Впрочем, есть на нефтерынке силы, способные "испортить малину".

С начала года различные марки бензина и дизтопливо подешевели в среднем на 33--47%. Потребители почувствовали это на своих кошельках. В начале зимы цены продолжают стремительно снижаться. Причин тому много: стабильная работа заводов, мировое падение стоимости нефти и даже демпинг со стороны компаний, поставляющих нефть на НПЗ (например, Кременчугский). Сыграло роль и сезонное снижение потребления горючего: зимой автомобили эксплуатируют меньше, да и сельхозтехника стоит "на приколе". До весны цены начнут расти только в том случае, если застопорится работа нефтепереработчиков.

К настолько резкому увеличению поставок горюче-смазочных материалов на внутренний рынок не были готовы ни госчиновники, ни покупатели, ни компании-спекулянты. И со стороны последних посыпались разного рода обвинения в адрес производителей и государства. Отчасти они справедливы, отчасти -- нет. Например, очевидно, что неопределенная ситуация с приватизацией остающихся в госсобственности трех НПЗ приводит к тому, что они находятся в состоянии "у трех нянек дитя не кормлено". На этих заводах практически не ведется программа сбыта продукции. Реализация горючего по ценам, балансирующим на грани рентабельности, больше напоминает времена "дикого капитализма", ведь давальческие операции не предусматривают отчислений на инвестиции в реконструкцию производства. Поэтому другие производители и импортеры просто не в состоянии конкурировать с крайне заниженной стоимостью таких нефтепродуктов.

Импортерам следовало открыто сказать об этом, но они пустились во все тяжкие, обвинив правительство в том, что три приватизированные завода были проданы по крайне низкой для них цене (в сумме -- около $1млрд.). Абсурдно также их утверждение, что иностранные нефтекомпании не платят акцизный сбор, в связи с чем отсутствует добросовестная конкуренция с отечественными НПЗ. По данным Минэкономики, в Украине платил акциз только один НПЗ, принадлежащий как раз иностранцам. Остальные пять заводов по разным, но законным причинам акцизный сбор с произведенных в Украине нефтепродуктов не платят.

Более того, как сообщили автору в пресс-службах этих заводов, поставщики импортного сырья готовы платить акциз с готовых нефтепродуктов, если будет окончательно решен вопрос об отмене НДС при экспорте нефти из России в Украину. По расчетам Минэкономразвития РФ, с 1 июня российские нефтяные компании, которые ввозят в Украину готовые нефтепродукты, получают на $25--32 больше прибыли, чем те, что везут нефть, а затем переработает ее на украинских НПЗ. То есть, импортируемая из России "горючка" на $25--32 дешевле украинской. Поэтому когда нефть в мире подешевела, российские и казахстанские компании вынуждены не уплачивать акциз с произведенных в Украине нефтепродуктов, чтобы они могли конкурировать по цене с российскими и белорусскими.

Первый вице-премьер-министр Олег Дубина удивлен фактом появления конфликтов и сообщил "Сегодня", что в действительности уже есть взаимовыгодное сотрудничество российских и украинских частных структур, в частности, в системе сбыта. Приход иностранных нефтекомпаний, по его мнению, стабилизировал рынок нефтепродуктов, а развитие джобберской сети автозаправок стало залогом низкой и стабильной стоимости горючего на украинских АЗС. И если "нефтяников", особенно тех, кто выполняет условия по загрузке НПЗ, не выгонят с рынка, автолюбителям в будущее можно смотреть с оптимизмом.

Большинство операторов рынка считает, что цена нефтепродуктов в ближайшие два месяца снизится еще на 12--20%. По их прогнозам, только к концу января 2002-го цена стабилизируется. И лишь в феврале может наметиться некоторый рост цен: тогда "ЛиНОС", поставляющий на рынок четверть горючего, станет на плановый ремонт, а аграрии начнут усиленно закупать топливо под посевную. Однако и при этом цена всех видов топлива останется доступной среднестатистическому владельцу автомобиля.