Выпуск газеты Сегодня №280 (1032) за 11.12.2001
СОБРАННЫМ ЗА 6 ЛЕТ ИЛОМ В СТОЛИЦЕ НАКОРМЯТ МИКРОБОВ
Раньше подобные отходы вывозились на полигон № 5 под Киевом вместе с другим бытовым мусором. Но...
-- Поскольку на полигоне накопилось много фильтратов, с которыми не справлялись очистные сооружения, в 1995 году комиссия Министерства экологии создала новый перечень отходов, которые разрешалось туда завозить, -- рассказывает Елена Назарчук, начальник отдела отходов и вторсырья Государственного управления экологии и природных ресурсов. -- Ил от мытья автотранспорта, принадлежащий к 3--4-й категориям промышленных отходов, в этот список не попал.
С тех пор ил с нефтепродуктами на автомойках, станциях технического обслуживания, автотранспортных, трамвайных и троллейбусных депо собирают и хранят на территории предприятий. Мокрый -- в бочках, высушенный -- в полиэтиленовых и бумажных мешках.
Для хранения ила нужна дополнительная площадь и спецконтейнеры. К тому же отходы мешают работе, и наивно полагать, что их не выбрасывают "на сторону". По крайней мере, на некоторых предприятиях подмешивают грязный песок к другому мусору и вывозят его на тот же полигон. На такую хитрость закрывают глаза -- ведь никого еще не поймали. Да и кто заметит, если ил где-то втихаря "похоронят" за городом?
-- В Киеве больше 10 лет не изучался состав отходов -- нет соответствующих организаций и институтов. Нет предприятия по очистке шламов, которое работало бы с весны по осень, -- рассказывает Елена Анатольевна. -- Переработанное уже можно было бы вывозить на полигон. Наши ученые, например, придумали технологию по очистке шламов, при которой нефтепродукты поедались бы микробами.
К Новому году в Институте биоорганической химии и нефтехимии будет готова передвижная установка, которая весной начнет перерабатывать отходы прямо на предприятиях. Ее производительность -- полтонны песка за 8 часов.
Кстати, автомобильный ил собирается не только на мойках или в депо, но и вдоль дорог. Капающее с машин масло и мазут дождями смываются в Днепр. А на 136 городских ливнестоках есть только пять очистных сооружений. Причем работа их не всегда эффективна, на Оболони, например, его никак не достроят. Сколько тонн дорожного ила стекает в Днепр, подсчитать просто невозможно.