Выпуск газеты Сегодня №281 (1033) за 12.12.2001
КАК "ЗАКАЗАТЬ ЛЮБОВЬ" К СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ?
Таня начала писать пьесы-сказки еще в пять лет, так как просто мыслила диалогами. А все началось с того, что студент режиссерского факультета Саша Ивахно, человек очень серьезный и где-то даже грустный, приходя в библиотеку театрального института, где работала Таня, часто жаловался: "Не могу найти хорошую комедию". Она ему приносила всевозможные пьесы, но все было "не то". И как-то Таня сказала: "Ну что ж, придется мне написать для вас комедию". Это прозвучало как шутка, потому что о том, что она пишет, никто кроме нескольких очень близких ее друзей даже не догадывался. Прошло время. И вдруг Ивахно, уже зная об увлечении Тани, пришел и заявил: "Я хочу для Ларисы Трояновской, актрисы Театра на Подоле, поставить веселую пьесу. Вот ты мне ее и напишешь". -- "Но я не пишу комедий"! -- сказала Татьяна и... написала "Сумей за хвост поймать бесенка". И тут возник Виталий Малахов, который в сегодняшнем, таком конъюнктурном и нездорово конкурентном мире поверил в молодых ребят и отдал под их эксперимент свой театр.
Малахов еще раньше собирался поставить пьесу Иващенко "Литургия", но не сложилось. Вообще, по ее поводу у Тани однозначно пессимистическое мнение: "Эта пьеса никогда не будет поставлена", так как ее, философски сложную, с негативным главным героем, считает просто мистической. Ее брали в репертуар три московских театра, но со всеми постановщиками что-то происходило странное и нехорошее. То же произошло и в Киеве, когда для дипломного спектакля своего курса ее выбрал известный актер Олег Шаварский. Уже распределили роли, распечатали пьесу, но через неделю руководитель-постановщик надолго попал в больницу.
А самая первая постановка пьесы Татьяны Иващенко "Принц -- водитель трамвая" (сценическое название "Тот, кто правит ритм") была, по существу, первым в Украине опытом театральной антрепризы, которую, к сожалению, здесь никто не поддержал, хотя команда молодых дерзновенных ребят создала яркий
авангардистский спектакль с претензией на экспериментальный театр современной пьесы.
Самым успешным у Иващенко стало "Таинство бытия", спектакль-дуэт о взаимоотношениях Ивана Франко и его жены Ольги. Появление этой пьесы также не было случайностью. Оказывается, Таня родилась на улице Франко, ее родного дядю звали, как и поэта, Иваном Яковичем, поэтому в период написания пьесы у автора было ощущение полного проникновения в сложный характер этого человека. Спектакль Театра на Подоле заметили и в 2000 году выдвинули на театральную премию "Киевская пектораль" в двух номинациях, а затем с огромным успехом приняли на гастролях во Львове. В театре на Подоле был поставлен и ее психологический триллер "Я убил". Вроде бы все неплохо, но, с одной стороны, театры "кричат", что нечего ставить, а с другой, они же молодую драматургию даже не подпускают к сцене. Ведь не зря Таня с грустью признается: "Отношение к современной отечественной драматургии совершенно "непробиваемое", так как почему-то считается, что свои ничего стоящего написать не могут. Вот если бы работу сначала признали в Москве, или, на худой конец, в Питере, тогда другое дело. Я даже не о себе говорю. У меня есть возможность реализоваться, есть близкие "по крови" люди в театрах. Но есть легкое щемящее чувство, что так и не изжили у нас комплекс неполноценности". Но, как известно, дорогу осилит идущий!