1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №282 (1034) за 13.12.2001

НАШУ ЦИВИЛИЗАЦИЮ "ПРИДУМАЛ" ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КОЛЕСА

Прошлым летом в Австралии объявился... изобретатель колеса. С претензией на авторство этого древнейшего открытия выступил юрист Джон Кеох, подавший заявку в бюро патентов на "круглое приспособление для передвижения транспорта".

ЕСЛИ НЕ Я -- ТО КТО ЖЕ?

Логика юриста-авантюриста достойна восхищения: "Никто не знает, кто изобрел колесо, так почему бы этого не сделать мне?" Кеох сам работал в патентном бюро и утверждает, что оно сейчас может зарегистрировать любую глупость. Мол, в тамошнем архиве хранится море абсолютно бредовых патентов, не имеющих ровно никакой ценности. Но колесо?! "Изобретатель" утверждает, что не преследует для себя никаких выгод, его цель -- чиста и благородна: обратить внимание общественности на несовершенство австралийского и мирового патентного законодательства.

Тем не менее разразился скандал. Председатель патентного бюро заявил, что если "гений" добьется своего, он немедленно подаст в отставку. Юриста обвинили в погоне за дешевой славой, каковая станет "трамплином" в дальнейшей карьере. Эксперты схватились за голову: если такая авантюра "прокатит", патентные бюро будут погребены под кипами заявлений об открытии огня, изобретении одежды, посуды, приручении собак и прочих достижениях, принадлежащих нашим далеким пращурам. Нашлись и оппоненты, утверждающие, что ничего катастрофического тут нет: применить на практике патенты на "свои" изобретения чудаки все равно не смогут, зато, заплатив денежки за их регистрацию, пополнят бюджет страны. И пускай себе после этого тешат нездоровое самолюбие!

Но, кроме шуток, кто же и когда придумал колесо, благодаря которому -- простите за понятийную тавтологию -- вращается вся современная цивилизация? Ведь представьте себе на минуточку, что в мире вдруг исчезли или хотя бы остановились все колеса (вот это сюжетец для фильма ужасов!). Электростанции не вырабатывают "ток" -- нет турбин и генераторов; мельницы, лишенные жерновов, не превращают зерно в муку; никто никуда не едет, не плывет и не летит, ведь и гребной винт судна, и пропеллер самолета, в принципе, -- все то же модифицированное колесо. Останется рыть пещеру поглубже и вырезать дубину поувесистее.

ПОДАРКИ ДРЕВНИХ ШУМЕРОВ

Археологи предполагают, что еще в палеолите люди могли пользоваться прообразом колеса, точнее -- катка. Тушу забитого буйвола или пещерного медведя крепили на помосте из бревен, подкладывали под него колоды и, действуя копьями или шестами в качестве рычагов, катили неподъемную добычу к стоянке. Конечно, сие недоказуемо, ведь "транспортные средства" троглодитов поглотило время.

Прошло десятки тысяч лет. Люди приручили собак и лошадей, научились выращивать рожь и ячмень, стали строить укрепленные городища и торговать, открыли металлы (кстати, перво-наперво, золото, крупинки которого находили в ручьях и использовали для примитивных украшений), наконец, сплавив медь и олово, получили бронзу. Но чего-то им все-таки недоставало для полного счастья. И вот в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирака, нашелся гений (или "группа товарищей" -- этого мы уже никогда не узнаем), который додумался отпилить от цельного бревна диск и... получилось первое в истории колесо! Случилось это примерно 6 тысяч лет назад, а самой старой колесной повозке, найденной археологами в Месопотамии, более пяти с половиной тысячелетий. Кстати, советские архелоги обнаружили на территории бывшего СССР детали колеса, которым по крайней мере 4,5 тысячи лет.

Итак, шумеры, придумавшие древнейшую письменность -- клинопись на глиняных табличках, распространившие на сопредельные области употребление металлов для изготовления оружия и орудий труда, подарившие человечеству календарь, где год был разделен на месяцы и недели, впервые занявшиеся астрономией, осчастливили цивилизацию еще и колесом. Кстати, если научные дерзания жителей Месопотамии несколько утратили свою актуальность, то философские -- отнюдь. Ведь шумерийские космогонические мифы легли в основу иудейских священных книг о мироздании, составили канву Ветхого Завета. А оттуда, так сказать, переработанные и осовремененные, проросли христианским учением. Выходит, по большому счету, все мы смотрим на мир глазами давно сошедшего с арены истории и растворившегося в "племенах и языках" народа.

Точнее, многих народностей, ведь Междуречье в ту эпоху напоминало котел, куда вливались все новые племена. Они создали первые, по нынешним меркам -- карликовые города-государства: Шумер, Лагаш, Киш, Ур. Царь последнего, Гильгамеш, стал героем одноименного сказания. Как свидетельствует этот древнейший эпос, легендарный царь отнюдь не отличался кротостью нрава, стремясь подмять под себя не менее алчных соседей. Но установить свою гегемонию в Междуречье удалось в 24 веке до н.э. лишь царю Аккада Саргону Древнему. Сей воитель, как следует из высеченных на камне барельефов, уже использовал колесницы как основную ударную силу в завоевательных походах: вечно эти военные используют мирные изобретения для своих сомнительных целей! Но, отбросив сантименты, следует признать, что, поставленная на колеса, история покатилась куда быстрее.

ТАЧКА ДЛЯ РАБОТЫ И КОЛЕСНИЦА ДЛЯ ОХОТЫ

Интересно, что многие века простые смертные использовали для перевозки грузов лишь одноколесные тачки, тогда как двуколки были привилегией знати: на колесницах охотились, воевали, устраивали парадные выезды и триумфальные шествия.

"Первичное колесо" из двух спилов бревна, жестко насаженных на ось (кстати, по этому принципу изготавливаются железнодорожные колесные пары), годилось для совершенно ровных дорог, каковых в древнем мире, как и в современной Украине, не наблюдалось. На поворотах колеса проделывали разный путь: пока одно ехало, другое -- пробуксовывало, из-за этого часто ломалась ось. Так что следующим важнейшим шагом стало изобретение ступицы, насаживаемой на неподвижную ось: в этом случае колеса вращались независимо друг от друга. Потом на смену довольно хрупкому цельному колесу пришло несравненно более прочное, состоящее из двух и более сегментов, соединенных деревянными скрепами. Но лишь во втором тысячелетии до н.э. древние "кулибины" усовершенствовали его практически до современного вида: появился гнутый обод и спицы.

Из Передней Азии колесо "прикатилось" в страну пирамид: переимчивые египтяне позаимствовали его у ассирийцев, как и конструкции жилых домов, сталь, благовония и манеру одеваться. Но, несмотря на "коммунистический" размах строительства в Египте, колесный транспорт использовался при этом сравнительно мало. Так, каменные блоки для пирамид доставлялись в Гизу по Нилу, а от реки на стройплощадку -- на деревянных санях. В Карнаке -- крупнейшем храмовом комплексе планеты -- автору рассказали, что при возведении циклопических пилонов при входе в святилище блок-"колесо" не использовался. После того, как укладывали слой каменных плит, вровень с ним насыпали глиняный холм, поливали его водой и по этому "катку" втаскивали следующий ряд блоков. Знаменитую карнакскую колоннаду "цветущих лотосов" возводили по тому же принципу, с той разницей, что вместо глины использовали песок.

ИМПЕРИЯ МАЙЯ БЫЛА "ХРОМАЯ"

Вы ошибаетесь, если полагаете, что изобретение колеса на определенном этапе развития цивилизации было неизбежно, как крах мирового империализма. Доказательством обратного служит существование высокоразвитых государств доколумбовой Америки, не знавших колеса. Оставим в покое довольно примитивных аборигенов Острова Пасхи, которые для перетаскивания исполинских каменных истуканов, как предполагается, устилали землю маслянистыми плодами папайи и авокадо. Но не знали колесного транспорта, равно как и строительного блока и гончарного круга, и в могущественном государстве майя, насчитывавшем полтараста городов и соорудившем гигантские ступенчатые пирамиды.

Кстати, древним ацтекам отсутствие колеса также не помешало построить блистательный город Теночтитлан. А их современникам инкам -- один из самых величественных городов мира, столицу империи Куско. Поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (Золотой двор) со святилищем бога солнца Инти: двери, окна, крыши, пол и потолок -- все здесь было из золота. А в центре храма был расположен многометровый диск из того же материала, символизирующий Инти: казалось бы, вот оно, колесо -- ан нет, не додумались. По легенде, рядом находился двор Интипампа, где золотые пастухи бродили среди не менее драгоценных деревьев и трав, а рядом резвились олени все той же пробы. Все это двигалось благодаря искуснейшим механизмам -- интересно, как тогдашние умельцы обошлись без шестеренок и прочих колесных передаточных звеньев?

Инки имели лучшие в мире дороги, одна из которых, протяженностью 5250 км, оставалась самой длинной магистралью Земли до начала ХХ века. По-над дорогами, подобно древним римлянам, они настроили множество постоялых дворов, где уставший путник мог подкрепиться и отдохнуть. У них была даже государственная почта, но, правда, письменность при этом -- примитивная, "узелковая": красная нить -- солдаты, желтая -- золото, а число узелков на веревке обозначало количество. Однако ни лошадей, ни повозок в воинственной империи Тауантинсуйу, как сами инки называли свою страну, до прихода испанцев не было. Лошади вообще наводили ужас на индейских воинов: известны случаи, когда полчища аборигенов бежали с поля боя при одном виде всадника, коего принимали за "чудище обло". Конкистадоры Писарро подарили южноамериканцам так и не открытое ими колесо, но взяли за "ноу-хау" непомерную плату -- отняли золото и свободу, самобытную религию и государственность.

"ЛОНДОНСКИЙ ГЛАЗ": БОЛЬШЕ НЕ БЫВАЕТ

Пожалуй, самым величественным "памятником" древнему изобретению можно считать "Лондонский глаз" -- гигантское "чертово колесо", установленное в столице Великобритании в ознаменование нового тысячелетия. Строительство этого аттракциона обошлось в 35 млн. фунтов стерлингов ($55 млн.), зато и "колесико" вышло уникальное, не имеющее аналогов в мире: возвышаясь на 135 метров, оно позволяет "обзирать" окрестности на 40 километров.

Но... "Лондонский глаз" оказался настолько популярным и прибыльным (туристы выстаивают многочасовые очереди и платят за аттракцион вдвое больше, чем за обычное "чертово колесо"), что у него могут появиться двойники. Во всяком случае, желание обзавестись подобной диковинкой выразили представители Торонто, Бостона и Сиднея. Но покамест он -- "самый-самый".

А напоследок -- ложечка дегтя. Представьте себе, даже в изобретении колеса человек оказался вторичен по отношению к величайшему "ученому" -- природе. Крохотные морские рачки уже десятки миллионов лет пользуются "колесным транспортом": свернувшись колечком и встав на ребро, они отталкиваются от дна лапками и так могут прокатиться несколько десятков сантиметров!