1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №284 (1036) за 15.12.2001

"Я ВСЯКИЙ РАЗ ПРИХОЖУ НА СЪЕМОЧНУЮ ПЛОЩАДКУ, КАК НАТАША РОСТОВА НА СВОЙ ПЕРВЫЙ БАЛ"

Наконец стартовал долгожданный исторический сериал "Тайны дворцовых переворотов", задуманный и воплощенный режиссером СВЕТЛАНОЙ ДРУЖИНИНОЙ, "родившей" популярнейшую кинотрилогию о гардемаринах. И хотя возраст женщин не принято раскрывать, но у Светланы Сергеевны небольшой юбилей, которому она по всем параметрам еще не соответствует -- 65. И, наверное, не случайно именно у нее возникла тема "женщины и власть", так как Дружинина отчасти сама похожа на своих императриц настойчивостью, целеустремленностью, статностью и решительностью. Ведь, по большому счету, никто из мужчин-режиссеров не смог сегодня осилить подобный уникальный проект..

Ее судьбу можно охарактеризовать названием ее первого полнометражного фильма "Исполнение желаний": что задумывала, то и осуществляла -- где умом, где терпением, где величайшим мастерством, а где и везением, прислушиваясь к своей интуиции: "Не люблю тупых, ленивых и душевно сытых", -- любит говорить она. Ее картины любимы и популярны, оптимистичны и человечны: "Сватовство гусара", "Дульсинея Тобосская", "Принцесса цирка", "Гардемарины..." Почти все они были "заказные", для телевидения, и она шутя называет себя "новогодним" режиссером: "Да, я работаю в жанре, подходящем для новогодних каникул, но мое кино дает людям надежду, оставляет желание жить, творить, поддерживать друг друга". Дружинину можно без преувеличения назвать специалистом по историко-приключенческому кино, углубленному в лабиринт эпох, с невероятно закрученными сюжетными интригами.

Пятнадцать лет ее режиссерская судьба была связана с "гардемаринами", которых вся страна ассоциировала с ее "открытиями" -- Жигуновым, Харатьяном и Шевельковым. Но, будучи очень обязательной и собранной, однажды Светлана не простила очередной небрежности и разгильдяйства и рассталась сначала с Шевельковым, а потом и с Жигуновым, о чем оба бесконечно жалеют до сих пор. Последний фильм "Гардемаринов" заканчивался своеобразным сюжетным многоточием, и Светлана Дружинина все еще надеется на продолжение. А пока трех молодых людей сменили пять женщин, которые волею судеб после смерти Петра Великого оказались на российском престоле. И настольной книгой режиссера уже надолго (планируется 25 фильмов) стала "История государства Российского в документах".

"РЕЖИССУРА -- ЭТО МОЕ!"

Девочка из московской Марьиной рощи, потеряв на войне отца, всегда знала, что может рассчитывать только на себя. Десять лет училась в хореографическом училище при Большом театре на одном курсе с Марисом Лиепой и Натальей Касаткиной, ее даже приглашали в легендарную "Березку". Потому сегодня для своего фильма она может и музыку подобрать, и танцевальный номер поставить. Потом Светлана училась на актерском ВГИКа, а в свободное время умудрялась подрабатывать манекенщицей в знаменитом Доме моды на Кузнецком. Ее фотографии в кокетливых шляпках были развешаны по всей улице Горького. Красивую девочку с потрясающей фигурой пригласили вести молодежные телепрограммы и даже первые КВНы (с Михаилом Державиным). Режиссер Самсон Самсонов, подыскивая героиню для фильма "За витриной универмага", увидел Светлану по телевизору, и бойкая продавщица посудного отдела универмага в его картине была с прямой спиной и балетной походкой. Свой актерский диплом Дружинина защищала уже пятью киноролями. А броские, личностные работы в популярных фильмах того времени -- "Дело было в Пенькове" и "Девчата" -- ввели ее в разряд советских кинозвезд.

Светлану Сергеевну часто спрашивают, что заставило ее так круто, на взлете, изменить профессию. Ведь в то время ее приглашал Никита Михалков в "Неоконченную пьесу для механического пианино". "Я сразу влюбилась в режиссерскую работу, но у меня хватило разума понять, что в семнадцать лет режиссерами не становятся. Режиссура мне гораздо интереснее, чем актерство: это -- мое. Я и раб, и властелин этой профессии". Но была и еще одна, чисто личная причина. Уже на третьем курсе института Светлана вышла замуж. Родители мужа были кадровыми разведчиками, постоянно работали за границей. Для того времени это означало только одно: выбрав любовь, Дружинина стала невыездной и потому "неудобной". Режиссерский она закончила с отличием, одной из ее студенческих работ была короткометражка "Нехорошая квартира" по "Мастеру и Маргарите" Булгакова.

ЛЮБИМЫЕ МУЖЧИНЫ ДРУЖИНИНОЙ

"Я всегда хотела иметь ДОМ, и чтобы в нем блинами и капустой квашеной пахло, чтобы дети и родственники знали, что здесь они всегда найдут приют и тепло", -- говорит Светлана. И эта ее мечта стала явью: в ее доме существует культ ужина, когда вечером все встречаются за накрытым столом и обмениваются своими новостями. Редкая женщина может сказать: "Муж мне послан Богом". Творческому союзу режиссера Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея больше 25 лет, а брачному -- свыше 40. Познакомил их любимый волейбол в спортзале ВГИКа. Долгое время их называли "два капитана", так как Светлана была капитаном женской сборной института, а Анатолий -- мужской. Сам Мукасей говорит: "У меня Светлана была первая и последняя любовь" и вспоминает забавно-мистическую историю, когда после десятого класса увидел в Гаграх фильм с Дружининой "За витриной универмага" и спросил у мамы: "Тебе нравится эта девушка?" и, услышав: "Такая милашка", -- продолжил: "Хочешь, она будет моей женой?"

В своей профессии Мукасей уже легенда. С ним любили и любят работать такие замечательные режиссеры, как Эльдар Рязанов ("Дайте жалобную книгу", "Берегись автомобиля"), Ролан Быков ("Чучело", "Внимание, черепаха"), он снял телесериал "Большая перемена". Мукасей одним из первых стал снимать клипы, рекламу и считается непревзойденным портретистом. Все свои фильмы Дружинина сделала с мужем. Их называют "вода и пламя", так как по характеру Дружинина -- эмоциональная максималистка (обладательница приза Веры Холодной "За азартность"), а Мукасей -- тихий, дотошный интеллигент. Когда Дружинину спрашивают о ревности, она иронизирует: "Я уже знаю своего мужа. Он может кокетничать до тех пор, пока это не опасно. Как только даме кажется, что в отношениях может быть что-то серьезное, он тихо линяет за мою спину, выставляя меня вперед".

В семье она окружена исключительно мужчинами: два внука, Даниил и Максим, от двух сыновей. Старший, любимец Анатолий, остался незаживающей раной -- он ушел из жизни, когда его Даниилу было всего семь месяцев. Сегодня мальчику уже тринадцать, и растет он преимущественно на съемочных площадках бабушки и деда. Младший сын, Михаил Мукасей -- один из самых модных операторов-клипмейкеров. А недавно попробовал себя в большом кино -- скандальном "Даун Хаузе".

ПРОДЮСЕР ПОНЕВОЛЕ

Дружинина и Мукасей создали семейную фирму "Саггитарпус" и зарабатывают деньги на свое кино, производя рекламу, клипы, "прокатывая" мексиканские сериалы, и потому сама Светлана называет себя "продюсером поневоле". Но удивительно, что в такой беспощадно мужской профессии, как режиссура, Дружинину называют "бесконечной" женщиной. Ее стратегический ум помогает и в собственной жизни распределять силы и время. Она в прекрасной физической форме и может делать то, что уже не принято делать в ее возрасте: например, легко сесть на шпагат или в позу "лотос" -- свое детское прозвище "девочка-каучук" она оправдывает до сих пор. "Самая азартная" восстанавливает силы на даче в Пахре, "разговаривая" с деревьями и цветами. Под ее руками все быстро растет и распускается. "Ничего лишнего нет, да и не надо. Но без кинематографа я быстренько состарюсь, начну соответствовать возрасту. Ведь я всякий раз прихожу на съемочную площадку, как Наташа Ростова на свой первый бал".