1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №286 (1038) за 18.12.2001

АЗИЯ ВЗУВАЕТ ПЛАНЕТУ

Знаете, сколько в мире выпускается всевозможной обуви? Более 12 миллиардов пар в год. Но если поровну разделить ее между всеми жителями Земли, получится всего по четыре башмака "на нос"... я хотел сказать -- по две пары "на рыло"... тьфу ты, по "лаптю" на каждую конечность.

Словом, эта цифирь лишний раз доказывает, что большинство населения планеты -- бедняки, вынужденные экономить на покупке штиблет. Что уж там говорить о "черной Африке", если и довольно благополучные итальянцы могут позволить себе только три пары обуви в год, из которых две... импортные! Парадокс в том, что Италия -- законодательница моды в этой сфере, а ее обувная промышленность -- одна из самых развитых в мире. Но объяснение ему простое: почти 90% качественной и дорогой обуви из Апеннинского "сапога" идет на экспорт. А сами "сапожники" топают в куда более дешевых башмаках южно-азиатского (в основном -- китайского) производства.

На душе полегчало: не только бывшие "гомо советикус" покупают сомнительный зарубежный ширпотреб. Однако, "Китай" -- "Китаю" рознь. Относительно дешевый фабричный товар этой страны имеет приличное качество. Но, но беду, "челноки" завалили украинские рынки самой дешевой кустарщиной. Приходилось слышать мнение самих китайских коммерсантов, утверждающих, что сюда везут в основном даже не "третий сорт", а откровенный брак.

Но дешевизна продукции стала решающим фактором, и доля азиатских стран в мировом производстве обуви за последние 15 лет выросла с 52 до почти 80%. Конкуренты были вынуждены потесниться. Причем, если страны Африки, Западной Европы, Центральной и Северной Америки утратили от одной шестой до половины своего рынка, то на просторах СНГ производство обуви снизилось на порядок. Сегодня доля Украины в мировом производстве обуви -- примерно 0,3%, или в 5 с лишним раз меньше, чем в середине 80-х. Правда, пару лет назад отечественное сапожное дело все же начало потихоньку выходить из кризиса.