1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №292 (1044) за 25.12.2001

СОВЕТЫ СТАРОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Зима в разгаре и, как на мой вкус, отдых на снегу ничуть не хуже, чем у моря. И ничем не отличается в смысле поиска турфирмы, которая за ваши деньги обеспечит именно то, что нужно. Если обращаетесь в какую-то из них первый раз -- прислушайтесь к нашим советам.

А поможет нам начальник отдела Главного Киевского управления по делам защиты прав потребителей Дмитрий Гончаров. Итак, вы -- у входа в офис турфирмы N. Для начала обратите внимание, насколько солидно выглядит ее вывеска (и есть ли она вообще, равно как и расписание работы). А оказавшись внутри, первым делом взгляните на "Уголок потребителя". Уважающее себя предприятие обязательно вывесит там копии свидетельства о его регистрации, лицензии на оказание туристических услуг, инструкции бывшего Госкоммолодежьспорттуризма, "Лицензионные условия проведения туристической деятельности", ФИО и телефоны директора, его замов и главбуха. А также -- книгу отзывов и предложений. Полистайте ее -- найдете много для себя интересного.

При "наличии отсутствия" всего этого все же не спешите уходить. Попросите папочку с такой информацией у мгновенно обратившего на вас внимание любезного менеджера. Если и здесь возникнут вопросы -- тогда "чао, бамбино".

Второе и, пожалуй, самое важное: оформление заказа на отдых. Его могут принять сразу или попросят перезвонить через пару дней. Договор составляется, исходя из ваших пожеланий, только в письменном виде, в 2-х экземплярах (если вы неграмотный либо ленитесь взять ручку -- это за вас сделает клерк фирмы). Прежде чем подписывать -- прочтите его. Там не только должно быть указано (причем в доступном для понимания виде), где и как долго вы будете отдыхать, в каких условиях жить и сколько раз в день харчеваться, но и кто ответит, если вдруг что-нибудь не так.

По опыту, обычно очень хорошо выписаны права фирмы и обязанности туриста. А "наоборот" получается явный перекос. Не поддавайтесь на удочку о "типовом" договоре, имеете право заключить самый что ни на есть индивидуальный, включающий, образно говоря, "стирку носков за отдельную плату".

Обязательно убедитесь, что указаны условия разрыва соглашения, и они для вас не кабальные. Правил здесь нет, но в организациях с опытом работы к клиенту относятся более лояльно, учитывая серьезность причин отказа от поездки. Знайте, что если фирма неожиданно вздует цену более чем на 5% -- имеете право разорвать договор в любой момент, не неся при этом убытков.

Но вот все утрясено. После оплаты услуг на руки вам должны выдать: экземпляр договора, подтверждение от принимающей стороны, что вас ждут, туристический ваучер, страховой полис, кассовый чек либо корешок приходного ордера. Если фирма обеспечивает проезд -- билеты туда и обратно, а при групповой поездке -- и программу тура. Кстати, в договоре порой указывают условия предъявления претензий к принимающей стороне. Обычно иностранцы стараются достичь компромисса на месте. А в виде возмещения морального ущерба за меньшую "звездность" отеля либо не весьма калорийную еду предлагают дополнительно бесплатную экскурсию или ужин в ресторане. Но коль найдет коса на камень, а зафиксировать претензии на бумаге не удастся -- отметьте хотя бы в ваучере, в гостиницу какой категории вас поселили.

"Разборки" с турфирмой устраивайте не позднее двух недель по возвращении. Причем оформлять их надо документально: с отметкой о приеме вашей жалобы на втором ее экземпляре. Не захотят -- доказательством послужит почтовое уведомление о вручении письма. Следующий шаг обиженного -- жалоба в управление по делам защиты прав потребителей. Его отделения есть во всех областных центрах и многих крупных городах. Можно отправить жалобу по почте, с предоставлением ксерокопий всех документов. Коль окажется, что "фирмачи" виноваты, их оштрафуют. Составленный акт о нарушениях -- веское доказательство для суда, куда придется обратиться, если оскандалившаяся турфирма не захочет добровольно вернуть деньги за непредоставленные услуги и компенсировать моральный ущерб. Госпошлину при этом платить не надо. Кстати! Юристы управления по делам защиты прав потребителей могут вам помочь, причем безвозмездно, выиграть дело. Шара, однако...