1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №293 (1045) за 26.12.2001

ХАРИЗМАТИКОМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ

Всякий раз, когда в жизни общества или государства назревают серьезные перемены, (как, например, в нашей стране -- парламентские выборы) на первый план выходит особая "порода" людей. Это -- прекрасные ораторы, мастера слова и жеста. Они обладают способностью подчинять своей воле других людей. Принято считать, что такие люди от рождения обладают особым свойством -- харизмой. Хотя бытует мнение, что харизматическим лидером может стать каждый. Для этого нужно выполнить лишь несколько условий.

БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС -- НЕОБЫЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В переводе с греческого "харизма" -- это милость, благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения. Однако выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, исследуя в начале нашего века феномен харизмы в общественной жизни, придал ему несколько другое значение. По Веберу, "харизма -- качество личности, признаваемое необычайным и недоступным другим людям.".

Среди известных истории харизматических персонажей есть основатели мировых религий -- Будда, Моисей и Христос. К ним относятся создатели направлений внутри мировых религий -- Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В ХХ веке среди таких деятелей -- Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, а также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

ЧУЖАКУ ЛЕГЧЕ УПРАВЛЯТЬ

Очень трудно оказывать влияние на людей, среди которых ты вырос. Поэтому одна из наиболее важных черт харизматической личности -- чуждость своему окружению. Человеку, который пришел со стороны, намного легче управлять другими людьми. Примеры -- корсиканец Наполеон, француз (чужак в Женеве) Кальвин, грузин Сталин. Понятно, что стороннее происхождение в прямом смысле слова вовсе не обязательно. Достаточно хотя бы признаков иного происхождения, чтобы иметь возможность двигаться по харизматическому пути.

ПОРАЗИ ВООБРАЖЕНИЕ, ХОТЯ БЫ "СВЯЩЕННОЙ" БОЛЕЗНЬЮ

У человека, претендующего на исключительную карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Например, болезнь или увечье. Хорошо известно, как в традиционных культурах относились к горбунам, юродивым и т. д. Их почитали и побаивались, ведь считалось, что такие люди связаны с потусторонними силами. Бросающаяся в глаза ущербность, как бы переводит ее обладателя в особое измерение, поражая воображение окружающих. Примерами могут служить "карлик" Наполеон или одноглазый Моше Даян.

Харизматические личности, как правило, не скрывают свои физические недостатки. Оливер Кромвель, например, потребовал от своего личного художника рисовать его портрет "со всеми язвами и бородавками", которых на лице вождя английской революции было предостаточно. Исключение из этого правила составил разве что Франклин Рузвельт, запретивший показывать себя в инвалидном кресле.

Очень выгодной всегда считалась "священная болезнь" -- эпилепсия. Судорожные припадки традиционно воспринимались как знак избранничества. История демонстрирует нам большое количество великих эпилептиков, от пророка Мухаммеда до Петра Великого и того же Наполеона. Безусловно, к стигматам относится и неординарно-демонстративное поведение, в котором прочитывается указание на безумие: например, введение коня в сенат, падения с мостов, драки в Государственной Думе или Верховной Раде.

Лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Сигара Черчилля, трубка Сталина, кепка Лужкова -- примеры, которые первыми приходят в голову. В формировании харизматического имиджа важно все до мелочей: походка, одежда, интонации, осанка. Все это должно сделать человека узнаваемым и запоминающимся.

ОЗАРЕНИЕ -- ЭТО КЛАСС

К героической деятельности человек может быть призван другими незаурядными событиями, которые вызывают неожиданное озарение (Владимир Ульянов после казни брата Александра, произносящий знаменитое: "Мы пойдем другим путем").

Еще один такой пример -- судьба президента Филиппин Корасон Акино, которая никогда не собиралась заниматься политикой. Но после того как в 1983 году у нее на глазах вооруженный полицейский застрелил ее мужа Бенигно Акино, лидера филиппинской оппозиции, она сменила мужа во главе оппозиционных сил и приняла участие в президентских выборах 1986 года. Выборы Акино проиграла, но не смирилась с этим, а обвинив режим тогдашнего диктатора Фердинанда Маркоса в подтасовке результатов, возглавила народное восстание. Став президентом Филиппин, Акино сумела пережить несколько покушений на свою жизнь и две попытки государственного переворота. Впрочем, к концу первого президентского срока популярность Акино упала настолько, что она не стала выдвигать свою кандидатуру для переизбрания.

"Озарение" крепко помогло устроиться в этой жизни и знаменитому иезуиту Педро де Аррупе. Он изучал медицину, а католическим священником стал после того, как увидел три "чуда". Он отправился в Нагасаки, чтобы работать на правительственных должностных лиц, и в 1941 году, когда началась война, был арестован. Просидев в тюрьме тридцать пять дней, он был выпущен. Сброшенные американцами атомные бомбы породили у Аррупе религиозные убеждения (которые, как он был убежден, были духовными, хотя за всю свою жизнь он даже не заглядывал ни в одну из версий Библии, по крайней мере, для того, чтобы знать ее содержание). "Святой Дух" открыл ему, что источником всех пороков мира являются США. Священная война, которую он объявил Вашингтону, принесла ему хорошие дивиденты. При папе Павле VI Педро де Аррупе был назначен "главным отцом" иезуитов -- это наивысший ранг, который может достичь богохульник-идолопоклонник в "Обществе Иисуса". В конце концов он переехал прямо в Рим и поселился в скромном пятиэтажном доме с личным кабинетом, личной церковью и четырьмя спальнями.

ПРИДУМАЙТЕ РИТУАЛ

Харизма требует известного постоянства -- как идеологического, так и внешне-ритуального. Ритуалы и символы, правила поведения и приветствия -- это нечто незыблемое, то, чему необходимо хранить верность. Попытка даже незначительной модификации символики может привести к величайшим конфликтам и кризисам -- например, раскол русской церкви в XVII веке. Наполеон, скажем, справедливо видел в монархических ритуалах инструмент укрепления своей власти. По ходу коронации, он вырвал корону из рук тогдашнего Папы Пия VII и возложил ее себе на голову. К ритуалам были привержены также советские и нацистские вожди, разработавшие уникальные сценарии военных парадов, съездов, приветствий и демонстраций.

ПЕРЕГРЫЗТЬ ГОРЛО ВРАГУ

Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Вождь-политик тщательно скрывает собственные амбиции, выставляя себя "слугой народа", против своей воли и как бы нехотя берущего на себя бремя власти. Легенды о скромности и неприхотливости "великих и простых" вождей народов являются неотъемлемой частью жизнеописаний тех же Кромвеля, Наполеона, Ленина или Сталина.

Борьба начинается с восстания против норм и авторитетов, чем вызывает ответную агрессию. Так в свое время поступил Мартин Лютер, прибивший свои "Виттенбергские тезисы" к дверям католического собора.

Всегда неплохо, если лидер вызывает у своих последователей потребность защитить его от врагов. Это усиливает харизму. Если никто, как назло, не нападает на героя, необходимо создать видимость угрожающей ему опасности. Этим активно пользуется Саддам Хусейн. За последние 30 лет режим Саддама истребил десятки тысяч шиитов, более полумиллиона курдов и представителей других национальных меньшинств. В разряд заговорщиков, помимо семнадцати министров, двоих зятьев и их матери, попало почти 5 % населения Ирака. В своей книге "О трех вещах, которых не должен был создавать Аллах: иранцах, евреях и мухах", тут же ставшей бестселлером, бывший мэр Багдада Тульфан, приходящийся дядей Саддаму, пишет: как только багдадский правитель "заступил на трудовую вахту", то есть захватил власть, он арестовал почти всех министров и близких друзей, с помощью которых он поднялся на вершину власти. Вчерашних соратников развели по камерам-одиночкам. Чтобы морально раздавить "предателей" и заставить сознаться, по приказу Саддама в соседние камеры были брошены их дети, которых, как установлено, пытали на глазах родителей, насиловали девочек-подростков, уничтожали целые семьи, сообщает автор.

А Фидель Кастро и вовсе придумал себе образ рекордсмена по числу покушений на его жизнь. Его первая биография "Фидель, герой или диктатор", написанная бразильской писательницей Клаудией Фуриати, на днях вышла в свет. В ней рассказывается о 637 покушениях на жизнь кубинского лидера. В частности, Кастро пытались уколоть иглой с ядом, спрятанной в авторучке, взорвать бомбой, вложенной в лангуста, который был подан ему на обед. Кастро пытались отравить и молочным коктейлем, однако таблетка, которую нужно было в нем растворить, хранилась в морозильнике и... примерзла. Привлекательная блондинка Фуриати, сумевшая понравиться лидеру государства, признается, что ей также было поручено "убрать" кубинского лидера. По словам Фуриати, Кастро был против культа личности и потому долго сопротивлялся ее желанию написать его биографию. Однако, утверждает писательница, она завоевала его доверие своей предыдущей книгой "ЗР-оружие, которое убило Кеннеди", и тем, что она родом из Бразилии. Поэтому для нее открыли архив президента с колоссальным количеством информации и множеством неизвестных фотографий.

Правда, в последнее время "железный" Фидель несколько поменял свой имидж. На первомайских торжествах, например, Кастро появился на правительственной трибуне в необычной одежде: команданте был облачен в защитную униформу и обут в роскошные теннисные тапочки последней модели. Разгадка этого карнавала обнаружилась, когда во время проходящего съезда землевладельцев республики кубинский лидер полушутя-полусерьезно объяснил, что, якобы, не прочь сделать рекламу подобной спортивной обуви.

НАРОД ЛЮБИТ ГОНИМЫХ, НО НЕ БИТЫХ

Все сюжеты из жизни харизматических политиков -- это повествования о достижении успеха. Когда 1813 году Меттерних встретился с Наполеоном в Дрездене и предложил ему мир на условиях, казалось бы, вполне почетных, но требовавших от Наполеона определенных уступок, то услыхал в ответ: "Ваши государи, рожденные на троне, не могут понять чувств, которые меня воодушевляют. Они возвращаются побежденными в свои столицы, и для них это все равно. А я -- солдат, мне нужна честь, слава. Я не могу показаться униженным перед моим народом. Мне нужно оставаться великим, славным, возбуждающим восхищение!".

Если время идет, а успехов не наблюдается, необходимо во что бы то ни стало создать иллюзию побед. Делается это всегда одинаково: обнаруживается некая всеобщая беда, от которой страдает или может пострадать весь народ (еще лучше -- все человечество). И оказывается, что нынешняя деятельность лидера как раз сосредоточена на преодолении этой почти неизбежной катастрофы. Когда напряженное ожидание апокалипсиса достигает высшей точки, проблема объявляется успешно решенной. Чаще всего к такому способу поддержать свой авторитет прибегают лидеры религиозных сект, успешно предотвращая провозглашенный ими самими конец света.

ЛОГИКА ВЛАСТИ

Перечисленные составляющие харизмы на первый взгляд могут показаться вовсе не обязательными. Однако все они связаны между собой и подчинены строгой логике -- логике завоевания власти. Истинная власть там, откуда берутся пушки, а не в самих пушках; там, откуда берутся состояния, а не в самих состояниях; там, откуда берутся знания, а не в самих знаниях. Начавший с нуля миллиардер Эндрю Карнеги не только обладал огромной властью, но и понимал ее природу: вы можете отобрать у нас наши фабрики, наше ремесло, наши пути сообщения и наши деньги -- не оставить нам ничего, кроме нашей организации -- и через четыре года мы вновь достигнем прежнего положения, утверждал он. Гитлер писал в "Майн Кампф": "Сила воли значит больше, чем знания". Наивысшая власть исходит только от совершенного или хладнокровного человека. Того, кто не боится других людей. Подобные индивиды составляют лишь маленький процент от общего населения, и все же непропорционально огромное количество власти в этом мире принадлежит именно им. Человек, поднимаясь на вершину, проходит несколько уровней власти, начиная с наивысшей: силы воли и заканчивая самой низкой -- физической, считают ученые.