1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №1 (1049) за 03.01.2002

ПОЛИТПРОГНОЗ-2002:

Говорят, прогнозы -- дело неблагодарное. Тем не менее люди любят заглядывать наперед, в светлое, так сказать, будущее. Профессионально это делают политологи, иногда пугая нас своими "предсказаниями", иногда успокаивая... Для первого в Новом году выпуска газеты корреспонденты "Сегодня" попросили политологов ответить на три вопроса. Сделать прогноз: а) внутриполитической ситуации в Украине в 2002 году; б) внешнеполитических связей с другими странами; в) экономического развития Украины.

Николай ТОМЕНКО, директор Института политики:

-- Думаю, 2002 будет годом скорее социально-экономическим, чем политическим. Большинство, которое обязательно появится в новом парламенте, даже являясь ситуативным, будет все же базироваться на общем понимании социально-экономических проблем. При этом коммунисты и наиболее одиозные олигархи окажутся "за бортом". Есть шанс на продолжение реформ, а значит -- на улучшение в социальной сфере, включая пенсионную систему, систему образования и здравоохранение.

Единственным вероятным источником внутриполитической нестабильности может стать разве что-то наподобие кассетного скандала.

Во внешней политике мы будем держать свой европейский вектор, одновременно развивая экономические отношения с Россией. Здесь важно не поддаться одной, ставшей модной в политических кругах, доктрине. Речь идет об идее движения к Европе совместно с Россией...

Сергей ТЕЛЕШУН, президент фонда "Содружество"

-- 2002 год будет отличаться от предыдущего прежде всего появлением нового законодательного органа. Не исключаю варианта "квази-спикириады", а также процесса специфического формирования большинства, которое, как мне кажется, будет ситуативным. Произойдет формальное укрепление законодательного органа, и он активизирует свои отношения с исполнительной властью и Президентом. Некоторые политические силы попытаются подкорректировать законодательное поле в сфере распределения полномочий.

2002-й будет характеризоваться жестким "черным пиаром", выбросом компромата, привлечением к судебным искам и активным вовлечением в эти процессы третьей власти, т.е. судебной.

Весной будет продемонстрирована социальная направленность внутренней политики -- произойдет выплата заработных плат, пенсий, будет решен ряд экономических вопросов. Это можно расценивать как попытку предметной демонстрации успехов правительства. Не исключаю, что осень (октябрь-ноябрь) будет сопровождаться актами социального протеста в сферах не только базовой экономики, но и в сферах гуманитарных. В этом же году состоится проверка на прочность нынешнего премьера.

Этот год не будет решающим в плане подготовки к президентским выборам-2004. Однако произойдет вычленение тех фигур, которые захотят поучаствовать в кампании.

Думаю, активно будет подрастать доллар. Украине придется играть по законам европейской и американской экономики, а значит -- идти на уступки и что-то отдавать. Придется научиться отстаивать свои интересы в борьбе за рынки металлургии, попытаться урегулировать вопросы интеллектуальной собственности. Скандалы в этих отраслях, как и в газотранспортной, будут возникать неоднократно.

Олег СОСКИН, директор Института трансформации общества:

-- В новый год мы входим с эмбарго США на украинский экспорт, а это в основной своей части -- текстиль и продукция металлопроката. По-прежнему не решены проблемы с Российской Федерацией: не делимитированы границы, не урегулированы многие экономические вопросы...

Новый год начинается с "оружейного скандала". Таким образом, уже "заложен" фундамент для конфликта с мировым сообществом. К сожалению, Украина после событий 11 сентября оказалась на периферии международных отношений. К нам потеряли интерес: от ядерного оружия мы давно отказались, ЧАЭС закрыли... Поэтому при отсутствии кардинальных изменений в сфере внешней политики нам грозит очутиться на периферии международных отношений.

После парламентских выборов поднимется вопрос о структурировании Верховной Рады. Однако следующий состав парламента, по моим прогнозам, будет разрозненным. Более того, депутаты столкнутся с той проблемой, которую не смог решить предыдущий парламент -- имплементация результатов референдума. А это огромное поле для конфликта между Президентом и ВР. Если депутаты согласятся признать результаты референдума, то надо будет вносить изменения в Конституцию и законодательство. То есть может возникнуть необходимость в новых выборах, если будет принята норма о двухпалатном парламенте...

Без сомнения, депутаты, получившие новый кредит доверия избирателей, будут более часто критиковать Президента. Ну и, понятно, что к лету надо будет сформировать новое правительство. На этом фронте будет происходить жесткая борьба.

В экономике у нас тоже не все будет хорошо. Правительство заложило дефицит бюджета на уровне 4,3 млрд. гривен. Некоторые экономисты считают, что реальный дефицит может составить около 7 млрд. Чем закрывать дырки? Начинать печатать новые деньги?..

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Института политических исследований и конфликтологии:

-- Основная интрига международной политики в 2002 году -- формирование новой системы безопасности и определение в ней места России и Китая. Украина может определиться с тем, какое она будет занимать место в этих процессах.

Относительно наших внутренних дел, то, естественно, год пройдет под знаком парламентских выборов и строительства отношений по линии "парламент--правительство--Президент". Только осенью четко станет понятен расклад сил в Верховной Раде, и после этого начнется формирование новой системы противостояния будущих "центров тяжести" на президентские выборы 2004 года. Пойдет процесс сближения тех центристских сил, которые будут искать единого кандидата, способного противостоять Виктору Ющенко как самому вероятному претенденту. Сегодня реальные шансы занять это место есть у Виктора Медведчука. Возможно, мощно проявит себя и глава президентской администрации Владимир Литвин...

После парламентских выборов "техническое" правительство Кинаха, сменившее "политический" кабинет Ющенко, может сохраниться, если не будет решен вопрос политического лидерства в парламенте. Если же ситуация будет достаточно прозрачной, тогда правительство может опять стать "политическим". Хотя, считаю, достаточно много шансов имеет Кинах, чтобы остаться после выборов на своем посту...