1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №1 (1049) за 03.01.2002

ЛЕТАТЬ НЕОПАСНО, НО СТРАШНО

Я -- киевлянин, и работаю в столице. Но сегодня меняю привычный маршут. И утренний рейсовый автобус, полный сонных пассажиров, везет меня в городок Борисполь.

Отсюда попасть ко входу в главный аэропорт страны можно за копейки. Конечно, из Киева намного проще добраться прямо к зданию аэровокзала автобусом "Полет". Но я не спешу к определенному рейсу. Цель у меня иная. Я хочу узнать: что изменилось в сознании и поведении рядового пассажира после терактов в США 11 сентября 2000 года; после ужасных авиакатастроф в Америке и России; после трагедии в украинском небе, когда наша ракета подбила пассажирский Ту-154...

Не секрет, что мировые авиакомпании терпят огромные убытки из-за уменьшения количества желающих летать. По официальным данным, и в аэропорту Борисполь пассажиропоток уменьшился на 10% после сентябрьских событий. Правда, это связывают с традиционным зимним спадом количества полетов, а не со страхом летать. Может, врут?

ЗАЛ ОЖИДАНИЯ

Направляюсь сразу в зал терминала В -- самый большой и людный. Публика здесь явно небедная. За все время "экскурсии" была замечена всего одна скромно одетая бабуля. Да и та, как потом выяснилось, никуда не летела, а встречала давнюю подругу из Лондона.

Страха в глазах улетающих не наблюдается -- только одинаковая для всех пассажиров мира тоска тягостного ожидания. Вот колоритный дедушка -- в тюбетейке, с баулом, дыней и ведром -- прибыл из Казахстана. Он только что прошел таможню, но его пыл быстро угас у закрытой кассы, где он собирался быстренько купить обратный билет. К закрытому окошку подошли несколько казахских красавиц -- по дороге их уже успели "охмурить" таксисты.

Для удобства ожидающих начала регистрации и посадки в здании терминала В есть чуть больше 80 металлических сидений. Такое количество пассажиров может вместить один среднемагистральный самолет типа "Боинг-737". Впрочем, даже не все места в зале заняты... Бросается в глаза большое количество смуглых поджарых мужчин -- вот-вот объявят самолет на Стамбул. Спустя час публика меняется: турков сменили явно выраженные выходцы из Средней Азии -- скоро рейс на Ташкент. За ними зал заполняют лица европейской наружности -- ждут посадки на Москву, Ригу, Вильнюс и Париж.

ВНИМАНИЕ: КОНТРОЛЬ!

Пока люди томятся в ожидании начала посадки, я отправляюсь на КПП №1, -- там меня должны встретить и проводить к начальнику охраны аэропорта. Как я потом выяснил, именно через этот КПП следуют к самолетам экипажи. И еще -- работники авиакомпаний, которым принадлежат самолеты. "Ага, -- прикидываю, -- вот она: потенциальная лазейка для террористов". Потихоньку наблюдаю, как через КПП проходят сначала механик, потом два уверенных в себе молодых бизнесмена и бортпроводница. Оказывается, пройти здесь не так-то просто. Механик проскользнул быстро: вещей при нем не было, металлодетектор никак не отреагировал, он прикладывает висящий на шее бейджик с красной полоской к датчику на металлической стойке, писк -- и турникет разблокирован, можно идти. Бизнесменам пришлось вначале положить на ленту "дипломаты", а самим с удостоверениями пройти через "рамку", предварительно повыкладывав мобилки и прочие мелкие аксессуары делового человека. Подождав, пока охранник изучит высвечивающееся на мониторе содержимое их кейсов, они отправились по своим делам. А бортпроводницу металлодетектор "засек". Женщина начинает бурно объяснять, что она "чистая", что ключи и мелочь она специально утром выложила, чтобы не "пищать". Внимательно оглядев ее, охранники отпускают бортпроводницу восвояси: похоже, слишком массивная цепочка у нее на блузке -- больше, вроде, нечему звенеть. К тому же лицо знакомое -- девушка не первый год тут работает. С нетерпением жду своего часа. Очень любопытно, буду ли "звенеть" и как долго меня будут досматривать.

"Кто здесь журналист из газеты?" Выкладываю в ящичек около металлодетектора ключи, мобилку и фотоаппарат-"мыльницу". Прохожу -- тихо. Зато оживает женщина, рассматривающая содержимое моего рюкзака на мониторе. "Что это у вас, ножницы?"

Я -- ТЕРРОРИСТ

Вспоминаю, что у меня с собой небольшие металлические плоскогубцы, и вытягиваю их из кармана рюкзака. Человек "от Дягеля" (Михаил Петрович -- замначальника службы ВОХР аэропорта, а в день моего приезда он был "за главного") в нетерпении ожидает конца процедуры. "Так что, будем пропускать на территорию с плоскогубцами?" -- советуется женщина-охранник. "Да, конечно. С таким-то сопровождением -- сам Дягель его ждет" -- успокаивает напарник. Наконец я оказываюсь в кабинете начальника. На столе -- ворох временных пропусков и стоящая на зарядке рация. С другой стороны -- компьютер, по монитору летает надпись: "VOHR don't sleep" (что в частичном переводе значит "ВОХР не спит").

ЛЕТАЕМ КАК ВСЕГДА

Подъезжаем к КПП №5, через который в аэропорт попадают машины. Тут все обстоит не менее серъезно, чем на предыдущем пропускном пункте. Правда, чувствуется присутствие начальника -- охранник излишне много суетится. А вот и объект для демонстрации -- к КПП подъехал микроавтобус с желтым флажком сзади. "Он означает, что машина имеет право находиться на территории аэродрома. Кстати, у нас все четко разграничено по зонам. Например, работник, обслуживающий транспортные самолеты, со своим пропуском никогда не пройдет в зону, где находятся пассажирские лайнеры. У немногих есть такие пропуска, как у меня, -- Михаил Петрович демонстрирует висящий на шее бейджик с магнитной лентой -- позволяет проходить всюду, но таких у нас очень мало". Тем временем водитель проходит сквозь металлодетектор, тот "звенит". Охранник подходит к нему уже с ручным детектором, -- оказывается, все дело в мелочи, которую водитель насобирал в кармане. Второй охранник в это время специальным зеркалом осматривает днище машины. Наконец водитель уезжает, а Михаил Петрович предлагает мне пройти через металлодетектор и посмотреть, как выглядит мой рюкзак на мониторе рентген-телевизионной установки.

А как плоскогубцы? На этот раз они покоятся в основном отделении, а не в кармане. Интересно: заметят или нет? Взглянув на монитор, охранник объясняет: "Вот так выглядит неорганика, а так -- органика. Ну, у вас ничего запрещенного я не вижу". Да, похоже, из-за страха перед начальством плоскогубцы он не заметил. Затем мой провожатый продемонстрировал, как реагирует система безопасности на него. Поднес свой пропуск к специальному стояку, и раздался характерный писк. А на мониторе возникло фото "визитера" и надпись, повествующая о том, что сейчас через КПП прошел не кто иной, как Михаил Дягель -- замначальника службы ВОХР. Покатав меня немного по перрону (место стоянки самолетов перед вылетом) и показав размах своей "вотчины", начальник бориспольской охраны распрощался со мной.

Прохожу через КПП №2 беспрепятственно -- ведь только что жал руку начальнику! -- и отправляюсь к терминалу А. Там как раз объявили начало регистрации рейса на Ереван. Среди 40 желающих посетить столицу Армении нет ни одного украинца. Терминал пустеет, следующий рейс отсюда -- на Днепропетровск, но до самолета еще полдня.

Устав от суеты, сажусь в автобус и за 70 копеек доезжаю до города Борисполя.

Да, летать украинцы не боятся -- просто для нас это дорогое удовольствие.