1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (1053) за 10.01.2002

БОЛЕЗНИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

Об известных людях написаны тома и десятки диссертаций. В них много говорится о формировании мировоззрения, окружении, женщинах, материальном положении -- словом, обо всем, что, с точки зрения исследователей, влияет на творчество. Но очень редко -- о состоянии здоровья. А ведь именно это -- мощнейший фактор, влияющий на мировосприятие.

ДИАГНОЗЫ ИЩИТЕ В КНИГАХ, НА КАРТИНАХ И В НОТАХ

Не секрет, что на протяжении многих десятилетий тема "болезни и пороки" великих в советской культуре считалась неприличной и была закрыта. В крайнем случае, ученикам старших классов могли намекнуть, что Леся Украинка "страдала тяжелым недугом", а Владимир Ильич Ленин в последние годы жизни маялся от ран, нанесенных ему эсеркой Каплан.Сведения о том, что Чайковский был гомосексуалистом, читающая интеллигенция передавала друг другу с глупым хохотком, ссылаясь на какие-то таинственные источники, хотя ничего смешного или трагического в этом не было: просто сей факт просвещенному человеку мог объяснить некоторые акценты в творчестве великого композитора. Точно так же более понятны идеи "Портрета Дориана Грея", если учесть, что автор романа Оскар Уайльд -- тоже гей. Автору этих строк очень нравятся высказывания писателя о женщинах: они так же остроумны и точны, как великолепны наряды великих кутюрье-гомосексуалистов.

В то же время на Западе тема болезней великих представляет не только огромный интерес для обывателя, но и для врачей, ученых, занимающихся психологией творчества, искусствоведов и многих других. Так, например, недавно в Испании вышла книга об инфекционных заболеваниях у великих композиторов и их влиянии на классическую музыку. Два врача исследовали истории болезни композиторов, их переписку и мемуары и пришли к выводу, что партитуры отражают течение болезни и состояния, ею вызываемые. Так, туберкулез Гайдна и Вебера, Шопена и Стравинского, слепота Баха и Генделя, эндокардит Малера, сифилис Шуберта порождали самые разные состояния и чувства: отчаяние, надежду, радость победы над страхом смерти - и все это выразилось в музыке. Так, Шопен, например, писал другу с Майорки: "Меня обследовали трое врачей. Один сказал, что я умру; другой, что я - на грани смерти, а третий, что я уже умер".
Кстати, один из врачей, написавших этот труд - владелец крупнейшей в мире коллекции классической музыки в мире…

БЫЛ ЛИ ПУШКИН ПСИХОПАТОМ?

После того как Ломброзо -- влиятельный профессор криминальной антропологии из Турина -- опубликовал книгу о "гениальности и помешательстве", для многих психиатров эти два слова стали синонимами.

Идея о "поэтическом безумии", однако, имела более долгую историю. Она пришла из античности: еще древние греки говорили о "божественной болезни", которую боги посылают своим избранникам, становящимся в результате пророками и поэтами. Наряду с этой идеей в античности существовало понятие "гения" -- духа-хранителя: согласно легенде, Сократ черпал свою мудрость из бесед со своим "гением". Позже две идеи -- о гении и божественном безумии -- смешались. Эти "аномалии", по мнению Ломброзо, были обусловлены особым конституциональным типом и сложились у Ломброзо в конце 1860-- начале 1870-х гг. Составленный Ломброзо список душевнобольных гениев включал, кроме Сократа, Магомета, Савонаролу, Руссо, Наполеона, Шумана, из великих русских -- Гоголя, Достоевского.

В него мог быть включен и Александр Сергеевич Пушкин. Но российские психиатры, которые писали об А.С.Пушкине в этот период, посчитали его случай не подтверждением теории Ломброзо, а, напротив, опровержением идеи о родстве гения и болезни. Но в 1904 г.вышла статья психиатра Шайкевича, который усомнился в здоровье А.С. Пушкина. А вскоре профессор психиатрии И.А. Сикорский предпринял экскурс в психологию поэта и попытался объяснить всеми признанные совершенства поэта его наследственностью: "..в крови поэта оставались следы черной расы. Этим не без основания многие объясняют необыкновенную горячность характера Пушкина и его стихийную гневность, а равно... и его страсть к женщинам". Московский психиатр Минц и вовсе объявил поэта психопатом, а его коллега Галант опубликовал работу, в которой объяснял особенности психологии и творчества писателей работой желез внутренней секреции. Пушкин, с его точки зрения, страдал гипертрофированным развитием половых желез -- был "болезненным эротоманом гипергонадального типа".

МОЧЕВАЯ КИСЛОТА В КРОВИ -- ПРИЗНАК ГЕНИАЛЬНОСТИ

Ученые давно обратили внимание на то, что среди великих мира сего довольно часто встречаются некоторые наследственные болезни. Натолкнувшись на это явление, они стали более "прицельно" изучать биографии знаменитостей. Результат оказался поразительным. Они обнаружили сначала одну, а потом еще четыре особенности, встречающиеся гораздо чаще именно у гениальных людей. Например, такое особое заболевание, как подагра, уже в древности встречалась у самых великих полководцев и правителей: Александра Македонского, Птолемея, героев Троянской войны. Прямые указания на подагру есть у Бориса Годунова, Карла XII, Петра I, Микеланджело, Рембрандта и Дарвина.

Отмечавшаяся загадочная связь между достижениями гениев и подагрой оставалась непонятной вплоть до 1956 года, когда английский ученый Орован указал на два факта: во-первых, он установил, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности. как кофеин и теобромин (содержатся в чае и кофе). Во-вторых, мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом. Однако у обезьян и у человека этого фермента в крови или нет вообще, или ее очень мало. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности. В среднем на тысячу человек приходится три подагрика. Среди гениев эта цифра увеличена почти в 200 раз!

У таких известных людей как Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский, Шарль де Голль была замечена другая болезнь -- редчайший синдром Марфана. Для него характерны очень длинные и тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле, тонкие, легко отгибающиеся назад пальцы рук… Синдром сопровождается усиленным выбросом в кровь катехоламинов -- природных веществ, среди которых есть и адреналин. Особенно мощный выброс их происходит при стрессах, что позволяет организму выдерживать высокий уровень физических и психических нагрузок. Но если при стрессах происходит разовый выброс адреналина, то при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Этот синдром приходится на одно из ста тысяч рождений!

БОЛЕЗНЬ ШАЛЯПИНА

Острый лейкоз на 66-м году унес из жизни Раису Максимовну Горбачеву. Как известно, к ее спасению были подключены лучшие врачи мира, но это не помогло. Кстати, это же заболевание на 66-м году оборвало жизнь Федора Ивановича Шаляпина. Совпали и другие обстоятельства -- зрелый возраст, большой запас жизненных сил, позволявший активно сопротивляться недугу. Разница лишь в том, что у Раисы Максимовны имелись вполне реальные шансы на исцеление, а в 30-е годы диагноз "белокровие" звучал как стопроцентный приговор.

В мае 1937 года после гастролей в Японии и Америке всегда энергичный и неутомимый Шаляпин вернулся в Париж обессиленным, очень бледным и со странным "украшением" на лбу -- шишкой зеленоватого цвета, по поводу которой он невесело шутил: "Еще вторая, и я буду настоящим рогоносцем!". Домашний врач месье Жандрон объяснил его состояние обычной усталостью и посоветовал певцу отдохнуть на популярном в то время курорте в Райхенхалле, под Веной. Однако курортная жизнь не заладилась. Превозмогая нарастающую слабость, осенью Шаляпин все же дал несколько концертов в Лондоне, а когда приехал домой, доктор Жандрон встревожился не на шутку и пригласил на консилиум лучших французских врачей.

У пациента взяли кровь на исследование. На другой день ответ был готов. Жене певца Марии Викентьевне сообщили: у мужа белокровие - лейкемия -- и жить ему осталось месяца четыре, от силы пять. Пересадку костного мозга тогда еще не делали, лекарств, подавляющих выработку "злокачественных" лейкоцитов, тоже не существовало. Чтобы хоть как-то притормозить развитие болезни, медики рекомендовали единственно возможное средство -- переливание крови. Донором оказался француз по фамилии Шьен, а по-русски -- Шариков. Не подозревавшего о страшном диагнозе Шаляпина это обстоятельство крайне забавляло. Он утверждал, что после курса процедур при первом же выступлении залает на сцене, как собака. Но о возвращении в театр не могло быть и речи. Пациенту становилось все хуже: в марте он уже не поднимался с постели.

Весть о болезни великого артиста просочилась в прессу. У дверей шаляпинского особняка день и ночь дежурили журналисты, по всем каналам французского и английского радио звучала в его исполнении финальная ария умирающего Бориса Годунова. Знакомый, навещавший Шаляпина в последние дни, был потрясен его мужеством: "Какой великий артист! Представьте, даже на краю могилы, сознавая, что близок конец, он чувствует себя, как на сцене: играет смерть!". 12 апреля 1938 года перед уходом из жизни Шаляпин впал в забытье и настойчиво требовал: "Давайте мне воды! Горло совсем сухое. Надо выпить воды. Ведь публика ждет. Надо петь. Публику нельзя обманывать! Они же заплатили...". Много лет спустя доктор Жандрон признался: "Никогда за мою долгую жизнь врача я не видел более прекрасной смерти".

История болезни Шаляпина вошла в зарубежные учебники гематологии как весьма редкий случай. "Этого просто не может быть! - разводили руками доктора. - Богатырское телосложение и - лейкемия, да еще в таком возрасте!". Ведь острый лейкоз, которым страдали Федор Иванович и Раиса Максимовна, практически не встречается на седьмом десятке.

Однако, диагноз "лейкоз" отнюдь не равносилен смертному приговору. Это наглядно подтверждает история чудесного исцеления Хосе Каррераса. Блистательная карьера всемирно знаменитого испанского тенора чуть было не оборвалась в 1987 году. Каррерасу мешала петь одышка, каждый шаг на сцене отзывался ломотой в костях, а голова кружилась до такой степени, что артист находился буквально на грани обморока. В 40 лет он узнал, что болен лейкозом и протянет год-два, не больше! Темпераментный, страстно влюбленный в жизнь, Каррерас не сдался. И вот изматывающие сеансы химиотерапии, болезненные операции по пересадке костного мозга остались позади: через 2 года после вынесения приговора певец не просто выздоровел, что само по себе -- редкая удача, но и добился поистине недостижимого - вернулся в большую оперу!

Голос -- очень хрупкий инструмент: его можно потерять от простуды, а шансы сохранить после такого серьезного недуга, как лейкоз, и вовсе равны нулю. В доме Каррераса всегда жарко, но хозяин наотрез отказывается установить кондиционеры. Версия для журналистов: "Это очень вредно для связок". На самом деле певцу категорически противопоказаны любые инфекции: если он загриппует, подорванная лейкозом и применявшимися при его лечении иммунодепрессантами защитная система организма может выйти из строя -- тогда о мировой сцене придется забыть навсегда.

Следует сказать, что отношение к теме "болезни известных людей" во многом зависит от культуры и традиций страны. На Западе состояние здоровья публичных людей -- тема достаточно открытая. Скажем, пресса очень много писала и пишет об этом. У нас подобное до сих пор считается вторжением в личную жизнь человека, а диагнозы руководителей страны -- тайна за семью печатями. В то же время Жак Ширак не скрывает свои проблемы, очень откровенно историю болезни Раисы Максимовны рассказал Михаил Горбачев. Совсем недавно известная писательница, автор детективов поделилась на страницах популярного еженедельника, как она преодолела тяжелый недуг. И нужно это вовсе не для того, чтобы "накормить" любопытство обывателя: каждая из этих историй -- пример того, что даже в трагических обстоятельствах есть смысл жить и бороться.