1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (1055) за 12.01.2002

УПРЯЖКА БЕЛЫХ ЛОШАДЕЙ ВЕЗЛА АХМАТОВУ ПОД ВЕНЕЦ, А КУПРИНА -- НА ТОТ СВЕТ

Год 2002-й согласно Восточному гороскопу -- год Черной Лошади (как отмечают астрологи, очень удачное время для женщин). О роли благородного животного в истории Киева поговорим подробнее.

ОТ ОЛЕГА ДО МАМАЯ

Археологические раскопки свидетельствуют о значении лошади в быту наших предков. Она была и другом, и кормильцем, и защитником домашнего очага. Наиболее отличившихся лошадей хоронили на специальных помостах, насыпая над ними высокий курган, напоминающий усыпальницы знатных вельмож или павших воинов. Жаль, в Киеве таких холмов не осталось. Зато образ лошади запечатлен в предметах быта, орудиях производства и ювелирных изделиях древних киевлян.

...На протяжении столетий лошадь постоянно напоминает о себе. Судьба "вещего" Олега напрямую связана с кончиной любимого коня. Князь Владимир Красное Солнышко переоборудовал свой трон так, чтобы в любую минуту можно было поставить ногу в стремя. На прославленном полотне художника Васнецова былинные богатыри слиты воедино со своими неразлучными "половинами" (кстати, портрет Добрыни Никитича художник писал с себя самого).

Открытием последних лет стал шиферный рельеф с изображением всадника, поднятый в 1997 году из полуразрушенных подвалов Михайловского Златоверхого монастыря. Находку сразу же приобщили к двум уже ранее найденным плитам, датированным XI веком. Шиферный фриз с фигурами всадников украшал наружные стены Дмитриевского храма-предтечи Михайловского монастыря. А разрешался ли "доступ" лошадей в интерьеры православных церквей? Оказывается, да. Во всяком случае, в раннехристианской Руси. В башне Софийского собора мы можем увидеть фреску, на которой изображен всадник, охотившийся на медведя.

Да и небесный покровитель Киева Архистратиг Михаил мог пересесть в седло и встать на защиту киевлян. Во время разорения Киева Батыем ходила даже легенда о храбром рыцаре Михайлыке, который похитил у хана Золотые ворота и ускакал на лошадях с ними в неизвестном направлении.

В эпоху средневековья в Киеве были популярны парады ремесленных цехов, во главе которых выступала элитная конница -- "Золотая Корогва", куда входили самые уважаемые граждане города. Их количество в 1620 году пополнил гетман Петр Сагайдачный, который со всем Войском Запорожским вступил в Киевское братство.

Символами крупнейших городов обычно являлись изображения всадников. В Петербурге -- это Петр І, в Москве -- Юрий Долгорукий, в Киеве -- Богдан Хмельницкий. Хотя следует признать, что в Киеве не так уж много скульптурных произведений всадников. Правда, в послевоенных проектах застройки Крещатика известные архитекторы Заболотный (автор здания Верховного Совета в Киеве) и Щусев (автор мавзолея Ленина в Москве) предлагали поставить подобные памятники на главной площади столицы Украины, но их предложения отклонили.

И все же время взяло свое. "Несется" по бульвару Шевченко бронзовый Щорс. "Въезжает" в Киево-Могилянскую академию гетман Сагайдачный. Но самым "находчивым" среди всадников-монументов оказался "казак Мамай". Он расседлал свою лошадь прямо на Майдане Незалежности.

Буквально в ста шагах от скульптуры (улица Городецкого, 5/7) век назад размещался "Гиппо Палас" (Конный Дворец). Здесь Михаил Врубель влюбился в цирковую наездницу Гале, а Александр Куприн питал глубокую симпатию к "королеве" конных аттракционов Ольге Сур. Цирк Вильгельма Сура размещался на Троицкой площади (сейчас -- площадь перед спорткомплексом "Олимпийский").

Если мы уже коснулись темы спорта, то нет ничего увлекательней, чем конные бега. Именно возле фасада городского ипподрома (улица Суворова, 9) в 1911 году принимал парад "потешных войск" император Николай ІІ с царевичем Алексеем.

КОНИ В СТИХАХ

В момент катастроф и стихийных бедствий животные разделяли участь (порой и трагическую) с людьми. В "Описании Киева" Николая Закревского зафиксирован случай, когда во время сильной грозы в мае 1839 года на Крещатике утонули четыре лошади. А в начале следующего столетия кавалерийские формирования несли страшные потери, и ареной побоищ стала главная улица города. Это печально отметил поэт Мандельштам: "Не гадают цыганочки кралям, не играют в Купеческом скрипки, на Крещатике лошади пали..."

Но перейдем от "грустного" Мандельштама к "веселому" Мендельсону, а точнее -- к его "Свадебному маршу". Никакая женитьба не могла состояться без тройки первоклассных рысаков, украшенных лентами, бубенцами и цветочными гирляндами. "По Тверской-Ямской с колокольчиком едет миленький да на троечке", -- пел Федор Шаляпин, пребывая в Киеве, совершенно не подозревая, что именно здесь, в древнем граде, свадебные экипажи с молодецкой прытью поворачивали с Тверской улицы на Ямскую.

У церковных оград всегда толпились кареты и извозчики. "В апреле 1913 года мы с Михаилом Булгаковым обвенчались в церкви Николая Доброго на Подоле, -- вспоминала жена писателя Татьяна Лаппа. -- После венчания мы вышли из церкви, сели в запряженную лошадьми белую карету и поехали на свою квартиру".

А вот Анне Ахматовой повезло больше. Во время ее бракосочетания в апреле 1910 года в Николаевской церкви на Никольской слободке с Николаем Гумилевым (впоследствии боевым офицером и известным поэтом) произошло историческое событие, которое молодожены наблюдали из экипажа. Анна Андреевна вспоминала: "Венчались мы за Днепром, в деревянной церкви. В этот же день Уточкин летел над Киевом, и я впервые видела самолет".

Кстати, и первые отечественные самолеты вывозили на взлетную полосу киевские лошади. И образ "лошадки, везущей хворосту воз" возник в поэзии Некрасова не с "потолка", а под впечатлением киевских событий: "Вождь Кудеяр из-под Киева вывез девицу-красу" ("Кому на Руси жить хорошо?"). Главным орудием этого похищения послужили "залетные" рысаки. Видимо, таким же образом вывез свою супругу и Николай Гумилев: "Из логова змиева, из города Киева я взял не жену, а колдунью..."

Поэт с блеском оседлал своего Пегаса. Любопытно, что некоторые здания в столице "отмечены" изображениями этого крылатого коня -- символа поэзии и вдохновения. Есть и кентавры. Так, например, бой эллинов с кентаврами запечатлен на четырнадцати барельефах на фасаде Музея украинского изобразительного искусства. По большому счету, эти мифические полукони-полулюди также вправе называться именинниками в наступившем году Лошади.

А вот среди знаменитостей, рожденных под этим знаком и напрямую связанных с Киевом, следует все-таки выделить Александра Куприна. Город над Днепром стал для писателя родным домом, здесь он впервые ощутил жажду творчества. Уже будучи известным, Александр Иванович написал трогательную историю о красавце-скакуне Изумруде. Чтобы быть предельно точным, писатель поселил коня на своей веранде и жил с ним до окончания работы над повестью. Знал ли Куприн, что по Восточному гороскопу он -- лошадь? Во всяком случае, биографы свидетельствуют, что последний путь писателя был символичным: белый гроб, усыпанный белыми цветами, увозила на кладбище шестерка белых лошадей...