1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (1056) за 14.01.2002

ОТ ПОЛОВОГО И КАЩЕЯ -- ДО РАСПОРЯДИТЕЛЯ БАЛА

Хорошо известно: если концерт получается хорошим -- благодарят артистов, а если не удается -- обвиняют конферансье. Этот жанр сегодня, как ни печально, уже относят к умирающим, потому что сегодня большую часть шоу-программ ведут так называемые "ви-джеи". И последним из могикан остается заслуженный артист Украины ИВАН ШЕПЕЛЕВ.

Он родился в Днепропетровске в семье военных, исколесил с родителями весь Советский Союз, потом отца отправили служить в город Кременная Луганской области, там семья и осталась. Детство было непростым: родители то разводились, то сходились, Иван учился в обычной средней школе, ходил в любительский театр с более чем вековыми традициями. После восьмого класса юный театрал поступил в Днепропетровское театральное училище. Проучился полгода -- и однажды приехала комиссия из Москвы, пожилой актер после просмотра студентов сказал: "Молодой человек, здесь вы получите только диплом, а для актера главное -- школа. Вам надо ехать учиться в Москву". Так он и сделал: закончив десятилетку, отправился в столицу. Там провинциальный паренек с южноукраинским произношением никому не был нужен. И взяли Шепелева только в экспериментальную школу-студию при Ленкоме.

Уже там проявились его способности конферансье. Распределение же (неизбежная в те годы "отработка" диплома) Иван получил в Саранск. А из Москвы уезжать не хотелось. И единственным театром, который согласился принять Ивана на работу без прописки, оказался цыганский театр "Ромэн". Первая роль на сцене -- половой в ресторане в спектакле "Грушенька" по "Очарованному страннику" Лескова. Главным режиссером был Семен Баркан, который сделал свой театр знаменитым. После ухода из театра Баркана пришлось уйти и нашему герою. Поскольку диплом отправили "по назначению" в Саранск, артист Шепелев поехал вслед за ним, в составе ТЮЗа переиграл всех сказочных героев -- от Принца до Кащея Бессмертного. И активно воплощал в жизнь главный принцип, усвоенный в школе-студии, -- "зло должно быть смешным".

А в 1977 году Ивана Шепелева направили в Ленинград на Всероссийский конкурс артистов эстрады. Решив повидать северную столицу за казенный счет, он отправился испытывать судьбу в очередной раз. И, пройдя все туры, стал дипломантом. Председателем жюри был Аркадий Райкин. Мэтр "отслеживал" во время конкурса "разговорников" и потом каждого принимал в своем кабинете. Ивану Аркадий Исаакович сказал: "Диплом мы тебе дали как самому молодому участнику не за то, что ты сделал, а за то, что когда-нибудь сделаешь в будущем. Не знаю, какой ты актер, но конферансье из тебя получится приличный. Поверь мне". И Иван поверил.

Через некоторое время он устроился в коллективе Александра Колкера, солисткой которого была Мария Пахоменко. В пригороде Ленинграда жила Ванина тетка -- и началась его жизнь между Ленинградом и Тайцами. Если после концерта опаздывал на последнюю электричку -- ночевал на Балтийском вокзале. Там было поначалу даже весело: милиция не гоняет, пирожками торгуют, тепло. Переночует артист на лавочке, а утром -- на электричку и в Тайцы, к тетке. Так прошел год. И снова начались проблемы с пропиской. Друзья советовали вступить в фиктивный брак, даже нашли несколько подходящих кандидатур. Но его максималистская натура взбунтовалась...

Самым ярким воспоминанием тех лет стала поездка с Владимиром Высоцким в Магадан в 1979 году. Пригласили Шепелева потому, что Высоцкий расстался со своим постоянным партнером Валерием Золотухиным и попросил администратора найти ведущего концерта, чтобы иметь несколько минут отдыха во время программы. Вот это был настоящий артист! Уставший и больной, с мешками под глазами, Высоцкий выходил на сцену. На гитаре он играл отвратительно, голос уже дрожал, но через пять минут публика просто немела от восторга. Он чувствовал зал, знал, что и где нужно петь, когда нужно остановиться, никогда не говорил длинно -- ровно столько, чтобы было интересно слушать.

Эти гастроли ввели Ивана Шепелева в круг "основных" артистов эстрады, его стали приглашать известные исполнители и коллективы. За несколько лет он объездил весь Союз -- с цыганским ансамблем Рады и Николая Волшаниновых, с Юрием Богатиковым и Нани Брегвадзе. Познакомился с Василием Зинкевичем, который руководил ансамблем "Свитязь" и надолго "осел" в Луцке.

В 85-м стал лауреатом Всеукраинского конкурса и получил приз "Лучший конферансье". Следующим этапом стал Всесоюзный конкурс артистов разговорного жанра. Среди его участников были уже известные исполнители из Минска, Москвы, Ленинграда и Украины. А в жюри сидели Борис Брунов и столько знаменитостей, что стоило глянуть в их сторону -- и у разговорников отнимался язык. Первую премию тогда не получил никто, второй удостоили Ивана Шепелева. А в номинации "Мини-театр" третью премию получили "Кролики".

После конкурса на Ивана посыпались предложения: в областную филармонию, в Театр эстрады, обещали жилье и прописку. Но случилось непредвиденное: мама перенесла инсульт, и Иван пожертвовал своей блестящей карьерой. Через некоторое время конферансье Шепелев поступил в ГИТИС на факультет режиссера эстрады. Отучившись три года, ушел -- к тому времени Россия и Украина стали независимыми друг от друга.

В Украине Иван Шепелев работал с "Водограем", с трио Мареничей, вел концерты Назария Яремчука и многих других артистов. В 1990 году его увидел в Театре эстрады граф Васильчиков и пригласил вести рождественские русские балы в Париже. За шесть лет Шепелев стал профессиональным распорядителем и многие незыблемые истины дворянского уклада балов изучил намного лучше старых эмигрантов.
Потом были поездки в Испанию на фестивали русской песни, работа с коллективами Яна Табачника, поездки вместе с ним по зонам, детским домам и интернатам, выступления в Лондоне... Жизнь артиста эстрады -- это вечная дорога. Очередной маршрут Ивана Шепелева -- Париж.