1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №14 (1062) за 21.01.2002

ЖЕНЩИНЫ, МУЖАЙТЕСЬ! МУЖЧИНЫ, ЖЕНИТЕСЬ!

Когда-то женщинам запрещено было выступать в театре. Видимо, дабы не вводить публику в соблазн. Все женские роли играли мужчины... Прошли столетия, но привычка сохранилась и поныне: мужчины-артисты регулярно наряжаются в платья -- кто в шутку, а кто и всерьез. Но теперь уж и дамы не отстают, и тоже с успехом "меняют пол". И кстати, сексуальные извращения тут чаще всего ни при чем -- просто "артист обязан переодеваться"!

СТАРИК ШЕКСПИР НА ДАМ НЕ РАССЧИТЫВАЛ

Во времена Шекспира дам на сцену еще не пускали. (Это потом уж, после смелой Сары Бернар, в 50 лет сыгравшей 20-летнего принца, в ХХ веке в театре прочно установилось амплуа "травести" -- актриса, играющая мальчиков!) Все Джульетты, Дездемоны и Офелии были уделом хорошеньких артистов-мужчин. Недаром шекспироведы до сих пор спорят, какого пола та "смуглая леди сонетов", которой великий англичанин посвящал строки, полные нежности...

Теперь все иначе: скажем, близнецов Виолу и Себастьяна в "Двенадцатой ночи" непременно играют дамы. В советском кино традицию открыла Клара Лучко (ей, кстати, еще в школьном театре вечно доставались мужские роли -- из-за высокого роста и по причине катастрофической нехватки в кружке мальчиков). Потом был телеспектакль театра "Современник", где обе роли сыграла изящнейшая Марина Неелова.

Но вот уж кому повезло -- так это театру "Мастерская Петра Фоменко". Словно специально для такого случая, Петр Наумович взял к себе на курс (впоследствии ставший театром) сестер-близняшек Полину и Ксению Кутеповых. Непосвященный зритель, придя на этот спектакль, будет в полной уверенности, что это одна и та же актриса. И только когда в финале обе рыжие красотки окажутся на сцене, захочется зажмуриться и протереть глаза: двоится, что ли?

ВЕДЬМ И ПРОЧИХ НЕПРИЯТНЫХ ТЕТОК ДОВЕРЯЮТ МУЖИКАМ

А вот когда Роберт Стуруа ставил у себя в Театре имени Шота Руставели "Макбет", у него трех жутких ведьм мужики играли! Тоже, между прочим, добрая традиция. Смотрите: классическая советская Баба-Яга, кочевавшая из фильма в фильм -- Георгий Милляр.

Конотопскую ведьму в одноименном спектакле Театра имени Франко играли двое: до разоблачения -- актриса, а когда "маски сорваны" -- появлялась натуральная тебе Баба-Яга -- Валентин Троцюк. Когда этот спектакль, выдержанный режиссером Игорем Афанасьевым во вполне издевательской манере, ставили в репертуар на 8-е марта, -- это было оч-чень трогательно!

Да не только нечисть -- всяких вредных теток тоже часто отдают играть мужчинам. Вспомните хотя бы дивного Олега Табакова из "Мэри Поппинс, до свидания". Особенно приятно было, когда в телепередаче "Пока все дома" несколько лет назад Тимур Кизяков поинтересовался у табаковских взрослых деток, с каким персонажем у них ассоциируется папочка. И детки, подумав пару секунд, добродушно заявили: мисс Эндрю!

...В опере, самом условном из театральных жанров, прославленных кастратов (среди которых в XVIII веке был наиболее известен легендарный Фаринелли) со временем заменили женщины певицы. Им порой и партии экзальтированных юношей петь пришлось. Но и были и примеры обратного превращения. Так, Сергей Прокофьев в опере "Любовь к трем апельсинам" в образе устрашающей кухарки объединил все, что было ему ненавистно в современных пролетарках: мужеподобная фигура, грубый голос, солдафонские манеры. В результате роль досталась баритонам (в последней постановке Национальной оперы в этой партии был очень органичен Василий Кулибабьюк).

Кстати, легендарный танцовщик и хореограф Владимир Васильев, взявшись за постановку балета "Золушка" на музыку того же Прокофьева, решил, что не имеет морального права заставлять женщину-балерину танцевать партию такой "гадюки подколодной" как Мачеха и... станцевал ее сам.

Я МИЛОГО УЗНАЮ ПО КОЛГОТКАМ

Когда Валерий Михайловский создавал свой "Мужской балет", где все партии должны были танцевать мужчины, не очень-то верилось в успех этого предприятия. Результат оказался фантастическим. Наверное, дело в двух "вещицах": а) профессионализм, б) тонкий вкус, не позволяющий им сваливаться в пошлость. Михайловский говорил: "Я сразу понял, что это может быть только пародия. У нас нет задачи полностью перевоплотиться в женщин, чтобы зритель забыл, что на сцене мужчины. Подменять женщину в балете, посягать на это или даже пытаться -- не стоит. Поэтому мы все делаем с долей иронии и юмора. Смешнее всего было, когда на репетиции мы надели костюмы балерин и затянули лифы... Увидев друг друга в гриме, ребята просто падали со смеху!"

МЕЧТА ЛЮБОГО АРТИСТА

Но есть, есть люди, которые относятся к этому делу посерьезнее! Роман Виктюк, например. Сказал -- как отрезал: "В "Служанках" должны играть мужчины. Только мужчины". И приписал эту фразу автору пьесы Жану Жене. И поставил, как ни странно, безумно красивый спектакль. Но особым достижением нашего Романа Григорьича можно считать Саломею -- Диму Бозина. Ведь, если верить режиссеру, после этого спектакля восхищенная Елена Образцова кричала, что "теперь ни одна актриса не посмеет играть Саломею!"

Любой артист мечтает хоть раз в жизни попробовать и такую радикальную смену имиджа. В свое время Богдан Ступка согласился играть у тогда еще малоизвестного Андрея Жолдака в спектакле "Не боюся сірого вовка" практически ради того, чтобы на сцене преобразиться в даму -- в кудрявом парике и длинном белом декольтированном платье. Причем рядом была Ада Роговцева, украшенная черной бородой, в смокинге и черном "котелке".