1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №15 (1063) за 22.01.2002

ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОМЕНЯЛА ИМИДЖ ПЬЕРУ РИШАРУ

Эту женщину с копной строптивых рыжих волос сегодня уже хорошо знают на Западе. Из-за полной разрухи отечественного кино Нана Джорджадзе, как и многие грузинские режиссеры, вынуждена жить и работать в других странах, привнося в копилку мирового синема не только "особенности грузинского кино", но и мощную волну женственности и яркой индивидуальности. В Киеве Нана была председателем жюри Международного кинофестиваля "Молодость".

Трудно сказать, создала бы Нана столь оригинальные фильмы, как "Робинзонада, или Мой английский дедушка" или "1001 рецепт влюбленного кулинара", не будь с ней рядом мужа. Ираклий Квирикадзе -- известный режиссер и сценарист, закончивший ВГИК у Григория Чухрая. Его фильмы в свое время наделали много шума, т.к. считались антисоветскими: "Кувшин", "Пловец", "Путешествие товарища Сталина в Африку". После показа его"Пловца" один чиновник сказал: "Этот фильм нужно сжечь", на что Квирикадзе ответил: "Может быть, но вместе с автором". Его сценарии получали самые разные мировые премии: "Лунный папа" -- гран-при "Кинотавра-2000", "Робинзонада..." -- "Золотую камеру" в Каннах, "1001 рецепт" номинировался на "Оскар", "Слеза Дон-Жуана" отмечен как лучший французский сценарий 1989 года, а "Американская шлюха" получил приз Хартли-Мэрилл за лучший сценарий США.

Джорджадзе-Квирикадзе -- удивительно интересная пара. Последние десять лет, мотаясь по миру, они даже не задумываются о том, живут ли они за границей. Например, фильм "Лимита" Ираклий монтировал вместе с Денисом Евстигнеевым в Париже, а в это время в Лос-Анджелесе его ждал незаконченный сценарий. Любимое место супругов -- уютный дом в Восточном Берлине рядом с монтажной, где они закончили свой новый фильм "Лето, или 27 утерянных поцелуев".

-- Я занималась в музыкальном техникуме, ушла оттуда и поступила в Академию художеств на архитектурный факультет. Окончила его и в 24 года поступила на режиссерский в Тбилисскую школу кино, которая тогда только открылась. Курс набирали Тенгиз Абуладзе и Ираклий Квирикадзе. С Ираклием мы познакомились на приемных экзаменах. 1 октября начались занятия, а 27 октября мы поженились.

История их любви тоже напоминает сюжет грузинского фильма. Когда Нана стала его студенткой, Ираклий (он старше Наны на 11 лет) как раз приобрел свою первую машину, но водить не умел. А Нана была отъявленной мотогонщицей и предложила свои уроки вождения. Вдоль берега Тбилисского моря. Ираклий неумело рулил, машина дергалась и шипела, а она смеялась, наблюдая его муки. Ираклию Нана очень нравилась, он комплексовал и злился. И тогда, решив "вырасти" в ее глазах, как мальчишка сказал: "А я могу оббежать Тбилисское море". Он в то время увлекался джоггингом -- бегом трусцой и легко пробегал километров десять, а тут -- 26. На втором часу бега Ираклий уже задыхался... Вряд ли именно этот его "подвиг" сыграл решающую роль, но неделю спустя они поженились.

-- Наверное, рядом с таким мастером вам намного легче работать?

-- Конечно. Он не просто мастер, он вообще потрясающий, фантастический человек, я редко видела людей с такой буйной фантазией и потрясающим юмором. Он считается одним из лучших в мире монтажеров. Плюс ко всему, он мне постоянно дарит свои сценарии.

-- Почему он сам сейчас не снимает?

-- Не хочет. Он как-то сказал: "Мне нужен хороший вид из окна, тишина и стол. Мне необходимо выписаться, ведь у меня столько идей. А ты сходи с ума на съемочной площадке. Я не могу больше".

-- А вам нравится сходить с ума?

-- Что вам сказать... Я без этого жить не могу. Каждый день на съемках -- как последний в жизни, кажется, что сейчас умру. Но они заканчиваются, проходит два-три месяца, и я начинаю понимать, что уже умираю или схожу с ума без них. У меня еще не было ни одного немучительного фильма, ни одной простой съемки. Но тем не менее...

-- Почему такой большой перерыв между "Робинзонадой..." и "1001 рецептом...", почти 10 лет?

-- Это -- война в Грузии, это мои сыновья на войне, это я сама бегаю среди этого кошмара и ужаса и снимаю документальный фильм. Кому тогда было до кино? Я и сейчас, живя в основном в Грузии, на самом деле, живу в самолетах. Мое место пребывания там, где мне предлагают работу: в Америке, Германии, Франции.

-- Вы с Ираклием живете как "люди мира"...

-- Нет, мы как цыгане. Когда я на съемки приходила с двумя маленькими детьми -- один за ручку, а другой за спиной в рюкзачке -- в шутку говорили: "Табор пришел! Я первого сына родила через двадцать дней после окончания своего первого фильма. А до того все время жила и работала на съемочной площадке. И второго так же. Одному сейчас 30, а второму -- 26. Старший, Буба -- педиатр. Но это не мешает ему быть таким же ненормальным, как и мы. В моем последнем фильме "27 утерянных поцелуев" он играл роль пастуха, но на съемках был и рабочим, и электриком, и ассистентом.

Ну а младший Михаил очень успешно работает в кино -- он оператор. Хоть я его уговаривала заниматься более серьезным делом, он не послушался. Был ассистентом режиссера у Никиты Михалкова на съемках "Сибирского цирюльника". Дважды работал на фильмах Агнешки Холанд в Голливуде, участвовал в съемках последнего фильма Вима Вендерса и в двух моих последних фильмах. Сам недавно снял фильм в Америке как оператор, как режиссер и оператор -- короткометражный фильм. Есть у нас с Ираклием еще одно чудо -- внук Ник. Михаил женат на эфиопке, и внук получился грузинским эфиопом.

-- Как возник замысел "1001 рецепта влюбленного кулинара" с "грузинским французом" Пьером Ришаром?

-- Мы с Пьером оказались за одним столом в Каннах, и я увидела совершенно другого человека -- тихого, грустного, одинокого. Я не удержалась и спросила: "Мсье Ришар, а не хотели бы вы сменить амплуа?" -- "С удовольствием, но никто не предлагает. Вот вы и снимите". Я сразу позвонила Ираклию и попросила написать сценарий. Вначале он был категорически против участия Ришара в картине из-за некоторой комичности его внешности. Но потом Пьер пригласил нас в свой замок под Парижем, он после болезни был со слегка "запущенной бородой", и она Ираклия убедила. После этого фильма Пьеру так понравился его новый облик, что он и в жизни решил оставить бороду. А когда я позвонила Пьеру перед "27 поцелуями" и сказала: "Снимаю кино. Будешь сниматься?", он сразу ответил: "Да, конечно... А кого я играю?" Кстати, в фильме "1001 рецепт" много автобиографического -- мои предки и корни. Ведь я тоже из грузинских князей-виноделов.

-- Там даже актриса очень похожа на вас. Она, кажется, непрофессионалка?

-- Журналистка Ноно Киртадзе. Сейчас живет во Франции, сама снимает. Еще одну мою актрису Нино Кучанидзе (из "27 поцелуев") взяли в одно из самых мощных актерских агентств Англии. Она уже снялась в главной роли вместе с Шоном Пэном и Ником Нолти. Ее пригласили сниматься в Голливуд Спилберг и Коппола, хотя ей всего 17 лет.

-- Вы снимаете никому неизвестных актрис и попадаете "в десятку", более того, даете старт их карьере. Как вы их находите?

-- Можно сказать, беру с улицы. Вот увижу и все: это -- моя!

-- Вы часто бываете в Киеве?

-- Нет, я здесь была много лет назад со своей первой картиной "Путешествие в Сопот" на кинофестивале "Молодость". Тогда организаторы восприняли фильм как провокационный, антисоветский и просто прекратили показ, вырубив свет. Но это еще больше заинтересовало зрителей -- зал просто ломился. А Киев я очень люблю, и здесь просто счастлива.