1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №15 (1063) за 22.01.2002

ЧУДИЩЕ МОЖЕТ РЫТЬ МЕТРО ПО 2 МЕТРА ЗА СМЕНУ

Металлическое сооружение напоминало гигантскую гусеницу. Чудище -- первый отечественный тоннельно-проходческий комплекс для рытья метро, а голова его -- щит, диаметром 6,2 м. Разработали конструкцию в Ясиноватой, а мастерили ее чуть больше года на столичном заводе "Большевик".

-- Комплекс сделан специально для киевских плавунов, -- рассказывает Олег Пржеорский, главный конструктор проекта. -- Замораживать грунт теперь не нужно, как это делалось с немецкими машинами. Наш щит не только роет тоннель, но и укрепляет его тюбингами -- дугообразными железобетонными блоками шириной 1 м.

Сижу в кресле оператора. Передо мной пульт, откуда с помощью манипулятора оператор будет укладывать по 8 тюбингов в кольцо. Между щитом и блоками пространства не остается -- по периметру все заполняется цементным раствором. От бетонного кольца щит отталкивается на 1 метр вперед -- специальный механизм хватается за тюбинги и тянет за собой все платформы.

По единственному рельсовому пути посреди комплекса ходят две вагонетки. У каждой свой маршрут. Одна забирает землю от длинного конвейера, другая подвозит железобетон. Для тоннельного комплекса нужно 32 вагонетки. Их тоже будут делать на заводе, киевским метростроевцам нужно для своего хозяйства 500 тележек.

-- А если починить что-то понадобится или проход к конвейеру забьется камнями, плавунами -- как тогда быть? -- спрашиваю у конструктора.

Олег Иванович отводит меня на другую сторону щита. Открывает двери в герметичную кабинку. Тесно, потолки низкие. Устраиваюсь на откидном стульчике.

-- Это барокамера, -- поясняет конструктор. -- Рабочий или два закрываются в ней. Здесь они привыкают к давлению, которое постепенно повышается. Когда же оно стает таким, как и в забое, ремонтники открывают другие двери и спускаются вниз. Возвращаются также, но уже снижают давление.

В старых щитах давление повышали внутри агрегата, люди работали в ужасных условиях. Новый тоннельнопроходческий комплекс сможет работать беспрерывно. За смену он проходит минимум 2 метра. Это немало

Метростроевцы новый комплекс пока не заказывают, опытный экземпляр еще не испытан в забое (он будет рыть метро в сторону Теремков). Если щит оправдает себя, на "Большевике" можно будет делать их по 2 в год.