1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №17 (1065) за 24.01.2002

ЧТОБЫ РАСШАТАТЬ СИСТЕМУ ВЛАСТИ США, ХВАТИЛО ОДНОГО СЕНАТОРА -"ПРЕДАТЕЛЯ"

Накануне выборов лидеры политических партий и блоков подумывают о мерах предохранения от возможного "предательства" своих будущих депутатов, их перебежек из фракции во фракцию. Чего только не напридумывали: и решение Конституционного Суда о лишении депутатских полномочий "ренегатов", и "гарантийный договор" с главой политобъединения "верой и правдой" служить только в пределах своей фракции, и т.д. и т.п. Если честно, то все эти меры... "мыльный пузырь" и не более. Такой санкции не существует ни в одной стране Западной Европы!..

Зарубежные парламентские фракции в основном имеют, как и у нас, только партийный характер. Создание подобных структур по иным признакам не допускается и нередко даже запрещается. Парламентские фракции, как правило, формируются из членов одной партии, хотя практика некоторых европейских стран знает случаи создания общих фракций с представителями нескольких партий, которые проводят близкую политику. Примером могут служить партии христианско-демократического и христианско-социалистического союзов ФРГ, которые формируют единую фракцию. На межпартийной основе создавались и фракции в парламентах Италии, Франции.

Вопросы деятельности парламентских объединений нашли свое место в ряде конституций зарубежных стран. Существование фракций признается основными законами Греции, Дании, Испании, Италии и Швеции. При этом речь идет о пропорциональном представительстве фракций в парламентских структурах. В большинстве же стран существование и деятельность фракций описана в регламенте самого законодательного органа. Кстати, фракционный минимум в парламентах разных стран отличается: в Бельгии достаточно всего 3 депутатов для создания фракции, в Австрии и Швейцарии -- 5, во Франции и Италии -- 20 (у нас -- 14). В Германии же фракция может существовать лишь тогда, когда в ее состав входит не менее пяти процентов от общего числа членов бундестага. В Швеции для существования фракции достаточно небольшой группы депутатов, объединенных своей партийностью. Иногда речь о фракциях вообще не идет и их работа не регламентируется, либо они создаются лишь в случае функционирования парламентских комиссий, как в Нидерландах, Норвегии и Финляндии. Но ни в одной из европейских стран переходы из фракции в фракцию не запрещаются. Этот момент касается лишь этики самих депутатов.

В США деятельность фракций вообще не регламентируется. Но это не означает, что партии не имеют там каких-либо внутрипарламентских образований. В американском конгрессе, например, действуют закрытые собрания членов партии. У демократов они называются "кокусами", а у республиканцев -- "конференциями". На этих собраниях решаются, по существу, главные организационные моменты (распределение постов и "утряска" вакантных кандидатур). Палаты парламента лишь формально утверждают предложенные кандидатуры. Вообще, в США не практикуется переход депутатов из фракции в фракцию, и если уж такой инцидент произошел, то это рассматривается как случай из рук вон выходящий. Например, в июне прошлого года сенатор-республиканец Джеймс Джеффордс вышел из партии и решил стать "независимым сенатором". Его поступок назвали "ударом в спину". До этого времени количество депутатов в сенате распределялось поровну между республиканцами и демократами. Свой поступок сенатор из штата Вермонт объяснил несогласием с политикой администрации президента Джорджа Буша-младшего (республиканца) по развертыванию систем противоракетной обороны. Но следует заметить, что уход Джеффордса хотя и нарушил равновесие в сенате, но не привел к его (сенатора) переходу в стан демократов.

В США, как и в Великобритании, вопрос парламентской организации политических партий не регламентируется правовыми нормами, а отнесен к действию уставов самих партий. В этом смысле интересен факт существования в зарубежных парламентах так называемых "партийных организаторов". Это люди, которые следят за работой и дисциплиной депутатов из своих фракций. За ними утвердилось название "кнутов". По их донесению нерадивые депутаты могут быть наказаны путем партийного порицания или, в крайнем случае, исключены из фракции, но не из законодательного органа. Поэтому, хотя статистика количества переходов украинских народных депутатов из фракции во фракцию и ошарашивает, вряд ли парламентарии следующего созыва захотят ограничить свою свободу перемещения по креслам сессионного зала.