1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (1067) за 26.01.2002

"ТО, ЧТО КОГДА-ТО КАЗАЛОСЬ "ЗОЛОТОЙ МОЛОДЕЖЬЮ", СЕГОДНЯ ПРОСТО СМЕХОТВОРНО"

В начале творческого пути Карэна Шахназарова о нем едко говорили как о протеже собственного отца -- известного ученого-политолога, человека очень влиятельного, работавшего с тремя Генсеками ЦК КПСС и личного советника Михаила Горбачева. Но все разговоры сразу же куда-то исчезли, как только на экраны страны вслед за искрометной картиной "Мы из джаза" вышел пронзительный "Зимний вечер в Гаграх" и последующие шахназаровские фильмы.

С кинорежиссером, сценаристом, писателем и президентом киноконцерна "Мосфильм" Карэном Шахназаровым мы встретились в кинотеатре "Жовтень" на киевской премьере его "юбилейного", десятого фильма "Яды, или Всемирная история отравлений". Несмотря на все свои известные фильмы и чины, он оказался очень скромным и, на удивление, несколько меланхоличным человеком, что, впрочем, как-то не в традициях кавказского темперамента.

photo
-- Ваш постоянный соавтор Александр Володарский изучил всю мировую историю ядов и их влияние на человека. Наверное, и вам нужно владеть подобной информацией, чтобы успешно руководить таким "монстром", как "Мосфильм"?

-- Да, это не помешает.

-- Знаю, что на "Мосфильме" была очень сложная ситуация, суды какие-то?

-- Были попытки приватизировать "Мосфильм". Я всегда выступал против этого, так как примеры довольно неудачной приватизации известны. Сегодня "Мосфильм" очень неплохо развивается: технически перевооружился (не уступаем ни одной студии в мире), сделали ремонт. Причем, все за собственные заработанные средства, не получая от государства вот уже 11 лет ни копейки. Сейчас в работе на студии 90 проектов -- это больше, чем в самое плодовитое советское время!

-- Вам, творческому человеку, приходится заниматься "оргвопросами"?

-- Но ведь режиссер -- это все равно организатор, и поэтому я не думаю, что занимаюсь чем-то чуждым моей профессии. И поскольку в кино я уже 25 лет, то, наверное, лучше чем кто-либо со стороны знаю, что для этого нужно сделать.

-- Ваши фильмы очень разные: музыкальная комедия "Мы из джаза", драма "Цареубийца", культовый молодежный "Курьер", трагифарс "Город Зеро" и, наконец, мистическая комедия "Яды...". Обычно у режиссера есть любимый жанр. У вас, судя по всему, такого нет.

-- Просто мне скучно снимать одно и то же, ведь сама жизнь очень богата и интересна, поэтому и кино хочется делать таким же разным.

-- Как вам удалось заполучить в фильм "Цареубийца" такого актера, как Малкольм Макдауэлл?

-- Это случайно, хотя, судя по всему, закономерно. Нам взялся помочь британский продюсер Бэн Рамс. И когда мы писали сценарий, то героями представляли определенных актеров. В образе Юровского, расстреливающего царскую семью, я без всякой надежды назвал ему Макдауэлла. А потом все произошло как в шпионском фильме. На каких-то переговорах в Лондоне Бэн дает мне билет в Женеву на один день и говорит, в каком отеле я должен остановиться, чтобы в пять часов ждать там Макдауэлла. Самое интересное, что у меня больше не было никакой информации, и если бы он не пришел, я бы его ни за что не нашел. На своем корявом английском я рассказал Макдауэллу о замысле, и он сказал: "Хорошо, пришлите на английском языке сценарий -- я посмотрю". А через полтора месяца мы уже снимали фильм. Сегодня, уже имея достаточно большой опыт, могу сказать, что в мировом кино так не бывает -- подобные звезды расписаны на многие годы вперед. Это было какое-то фантастическое стечение обстоятельств. Интересно, что Макдауэлл, уже спустя время, сказал то же, что и я чувствовал: "Мы тогда поговорили, и я почему-то был абсолютно уверен, что буду у тебя сниматься". И я, улетая из Женевы, был просто на сто процентов в этом уверен.

-- А Евстигнеев в "Зимнем вечере в Гаграх" появился сразу?

-- Практически сразу. Прочитав сценарий, он постоянно звонил, приходил на студию. Меня это даже стало раздражать: казалось, что он, уже великий артист, навязывает мне, еще мальчишке, свою волю. Но потом я понял, что он отчаянно борется за роль, которая ему нравилась. И это правильно. Иначе ведь можно свои роли пропустить. А потом мы очень подружились, несмотря на разницу в возрасте.

-- Вы достаточно закрытый человек (Карэн Георгиевич кивает), из-за этого возникает много слухов и сплетен о вашей жизни. Например, вас причисляли к "золотой молодежи"...

-- Лично я себя к ней не причислял и не причисляю. Видя сегодня молодых людей, запросто проигрывающих в казино по 50 тысяч долларов и ездящих на 600-х Мерседесах, об этом вообще смешно вспоминать. На самом деле, во времена моей юности принципиальной разницы, как сейчас, между богатыми и бедными не было. Возможно, на уровне "у тебя есть джинсы?". Даже такой пример: сегодня часть молодежи просто не служит в армии, а тогда мы служили все. Можно было только договориться, чтобы это была не подводная лодка, а поближе к дому.

-- Неужели и вы служили?

-- Конечно, в обычной армии, без всяких послаблений, и даже с удовольствием об этом вспоминаю... То, что тогда казалось "золотой молодежью", сегодня просто смехотворно. Так же, как и привилегии партноменклатуры. Да они просто дети по сравнению с тем, что сейчас происходит! Я помню внука Брежнева, так как вращался в их компании. Ну чем он отличался от всех остальных? Да ничем, по большому счету. Ну, дед подарил ему в 23 года машину "Жигули", и все говорили: "Вот видите, на машине ездит!" Сейчас скажи кому-нибудь такое! (Смеется).

-- Еще один слух: говорят, что ваш фильм "Американская дочь" автобиографичен?

-- В какой-то степени. В моей биографии был факт, когда моя вторая жена уехала в Америку с дочкой. Но все же нельзя назвать его автобиографичным -- я вообще не делаю таких фильмов. Конечно, они основаны на близких мне фактах, но режиссер не должен быть субъективным.

-- Вы с отцом были единомышленниками?

-- Нельзя сказать, что у нас на все были абсолютно единые взгляды, наоборот, на многое просто диаметрально противоположные, и я, как ни странно, был более консервативен, чем он. Я, кстати говоря, не хотел бы, чтобы мои дети думали так же, как я. Они должны мыслить по-своему.

-- А дети уже взрослые?

-- Дочке 17 лет (Анна живет в Америке, и они с отцом не общаются. -- Авт.), сыновьям Василию и Ивану -- пять и девять лет.

-- Единственное, что писала бульварная пресса о "буднях" семьи Шахназарова -- это как вы с женой (телеведущей утреннего канала "Настроение" на ТВЦ, актрисой Дарьей Майоровой, с которой Шахназаров познакомился на съемках фильма "Цареубийца") попали в итальянскую полицию. Что же вы такого натворили?

-- Мы очень любим путешествовать, часто это совмещаем с международными кинофестивалями, на которые нас приглашают. В связи с этим у нас даже родилось хобби -- привозить с разных мест красивую посуду, которой набралось уже несколько полок. Как-то мы путешествовала по Швейцарии, и на одном из переездов пересекали итальянскую границу... забыв, что виз в эту страну у нас нет. Конечно, полицейские высадили нас из поезда и отвели в участок. Мне стоило огромного труда убедить их, что мы не контрабандисты, а очень даже приличные люди.