1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (1067) за 26.01.2002

К ТИХОМУ ОКЕАНУ -- АВТОСТОПОМ

Можно ли путешествовать без денег? На этот вопрос попытались ответить двое киевлян -- шабашник Саша и я, автор этих строк.

Для начала определимся в терминах. "Драйвер" -- по-нашему это водитель, "стопить" -- тормозить машину, "вписываться" -- устраиваться на жилье, снять угол, "тюлень" -- местный житель. Впрочем, сленговых словечек стопников (путешествующих автостопом) много, постараемся ими не злоупотреблять.

Наша "экспедиция" длилась более четырех месяцев -- на попутном транспорте мы преодолели, по скромным прикидкам, свыше 30 000 километров. Причем совершенно бесплатно! Побывали в Башкирии, Чувашии, Татарстане, Удмуртии, в Казахстане, пересекли Сибирь, искупались в Байкале и, наконец, прибыли во Владивосток. Затем, переправившись по Охотскому морю, достигли конечного пункта путешествия -- острова Сахалин.

В дорогу брали лишь самое необходимое -- рюкзаки с теплыми вещами и туристским снаряжением, палатку, немного денег (из расчета доллар в день), фотоаппараты "Смена" пятнадцатилетней давности и такие же древние часы "Электроника". Запасы еды тоже небольшие -- сало, кое-какие консервы (на первое время), 36 пачек лапши. Самый главный наш багаж -- заряд оптимизма.

-- Основной секрет автостопа -- удивить и заинтересовать своим внешним видом, -- говорит Коля. -- Допустим, наденешь кислотного цвета куртку -- многие сочтут тебя пропагандистом рейв-культуры или дорожным рабочим, а может, даже парашютистом, добирающимся на аэродром. Рядом большой рюкзак -- сразу отметаются мысли о разбое. Виртуозный приветственный взмах рукой -- и машина твоя.

Автостоп -- это и искусство, и наука. До многих "хитростей" мы дошли сами. Правда, недавно вышла книга россиянина Антона Кротова "Практика вольных путешествий" -- первый и единственный в мире самоучитель автостопа. Очень нужный учебник! Сам Антон благодаря своим талантам "обстопал" всю Африку. Есть еще один известный стопач -- Алексей Воров: в 93-м году он совершил "на шару" кругосветное путешествие, а всего за свою жизнь "протопал" таким образом ... 1 миллион 300 тысяч километров.

Но вернемся к нашей "экспедиции". Остановили очередную фуру -- и не поверили собственным глазам: за баранкой сидел уже знакомый с прошлой "экспедиции" драйвер. Такое бывает, но не часто. Водитель с удовольствием нас взял: знает, что байку какую-нибудь затравим. И тут Саша рассказал случай из самоучителя: "Однажды стопарь, путешествуя по среднеазиатскому региону, сел в машину. А позже оказалось, что это -- такси. Шофер требует оплатить проезд, но парень пытается объяснить -- мол, это не в наших правилах. Доставили "зайца" в участок. А законы в Средней Азии известно какие: чуть что -- тюрьма. Слава Богу, один полицейский сносно говорил на английском, разобрал что к чему. На прощанье инспектор "выписал" русскому стопарю какую-то бумажку -- больше никто из водителей даже не заикался об оплате".

Днем -- на колесах, ночь -- в палатке. Но в городах останавливаться тоже надо: во-первых, чтобы помыться, во-вторых, положен отдых, в-третьих, это все-таки интересно. В Омске мы поселились на станции юных туристов -- вполне сносно. Часто помогают водители -- человек, который едет автостопом издалека, всегда вызывает уважение. Многие шоферы любезно предлагают ночлег -- мы не отказываемся. И кормят хорошо: в Красноярске, например, перед нами поставили гору картофельного пюре, жареные окорочка в кокосовой стружке, бананы. "Еле доели"!

Во время "экспедиции" общаться приходится в основном с мужиками, и однажды мы почувствовали, что характер "необратимо грубеет". Как быть? Решили: зайдем в редакцию местной газеты! И не прогадали: симпатичные журналистки взяли интервью, сфотографировали, напоили чаем. Девушки даже вызвались показать достопримечательности города.

Тут тоже есть своя технология. В одном из детективных сериалов показан эпизод, когда оперативник, ложно обвиненный в совершении преступлении, вынужден уйти в тень. Он садится в метро и начинает по лицам изучать пассажиров. Вот появляется нужный человек -- симпатичная девушка позволяет не только временно пожить в своей квартире, а и помогает в борьбе с силами зла. Такой способ известен не только гениальным сыщикам, но и в меру проницательным путешественникам.

Сложнее всего было на Дальнем Востоке, где "дороги сходят на нет, а вокруг сплошные болота". Там научные путешественники (так называют сами себя "стопщики") пользуются железной дорогой, причем не менее эффективно, чем автотранспортом. Взмах рукой в таком случае полезен лишь в качестве физзарядки на свежем воздухе. Однако поезда ведь становятся на отстой. Стоит лишь залезть к машинистам в кабину и удивить их необычностью своего путешествия -- и, скорее всего, тебя возьмут с собой. Останется лишь наслаждаться красотами бескрайней тайги и ревом двигателя.

В морском порту Ванино роль водителя уже исполняет капитан судна. Просим "автостопом" перевезти на Сахалин двух заезжих украинцев. "Салом хоть угостите?" --- пытается отшутиться он. Салом мы поделились: для хорошего человека не жалко. Вот отдали швартовы, и мы вышли в открытое море.

У бывалых стопников есть и свои счастливые приметы. Если, к примеру, побрызгать дорогу пивом, машина сразу же останавливается. А уж если украинским -- тем более успех обеспечен. Как-то на безлюдной сахалинской трассе после двух часов неудачных попыток мы открыли культовую литровую бутылку и оросили дорогу. Не прошло и пяти минут, как одновременно "застопились" три автомобиля.

Последнюю из 36-ти пачек лапши, которые мы взяли из дому, доедали в Комсомольске-на-Амуре, на "краю земли". Однако, как правило, в таких поездках приходится "подножным кормом". Если в районе, где ты сейчас едешь, ловят рыбу -- питаемся, как правило, рыбой, коль собирают грибы или ягоды -- местные жители с готовностью угощают нас дарами лесов. Основной принцип автостопа: добывать все без денег.

Хотя, положа руку на это дело, без денег все равно никак. Нужны нам, например, специальные перчатки: ведь при минус 50-ти обычные не "помогают". Нужен хороший зимний спальник, теплая обувь, одежда. Так что и у стопарей есть финансовые проблемы. Между прочим, в столице существует клуб автостопа "Магистраль". Собрания там проходят в молодежном духе, дегустируется пиво, привезенное из разных городов и стран. Под запах восточных благовоний и африканскую музыку строятся планы дальнейших поездок.

-- Мир добр и изобилен, -- говорит Саша, -- просуществовать сейчас можно. Даже если тебя ограбили и не осталось ни копейки, помереть с голоду не дадут... Не пройдет и года, как читатели снова смогут удивиться очередной нашей смелой экспедиции.