1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №24 (1072) за 01.02.2002

АФИШИ СТО ЛЕТ НАЗАД

"Афиши, ниши, крыши, трубы, гостиницы, театры, клубы, бульвары, скверы, купы лип..." -- так Борис Пастернак перечислял наиболее впечатляющие приметы киевских улиц. "Большие афиши разных цветов сообщали о всевозможных балах -- в масках и без масок, о пароходных прогулках, качелях, каруселях, киносеансах. Афиши звали, умоляли, соблазняли дешевыми развлечениями...", -- писал Г. Григорьев ("В старом Киеве").

Известно, что аншлаг зависит от анонса. Насколько велика роль печатного слова в повседневном быту человека, демонстрирует на страницах "Мертвых душ" Николай Гоголь описывая прогулку Чичикова:

"Расспросив подробно у будочника, куда можно пройти ближе, если понадобится, к собору, к присутственным местам, к губернатору, он отправился взглянуть на реку, протекавшую посредине города, дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы пришедши домой, прочитать ее хорошенько... Накушавшись чаю, он уселся перед столом, велел подать ему свечу, вынул из кармана афишу, поднес ее к свече и стал читать... впрочем, замечательного немного было в афише: давалась драма г. Коцебу, в которой Ролла играл г.Поплевин, Кору -- девица Зяблова, прочие лица были и того менее замечательны: однако же он прочел их всех, добрался даже до цены партера и узнал, что афиша была напечатана в типографии губернского правления; потом свернул опрятно и положил в свой ларчик..."

Такие пышные, или наоборот -- довольно туманные, названия театральных премьер были излюбленным приемом подавляющего числа режиссеров и постановщиков спектаклей. Цель: во что бы то ни стало заманить доверчивого провинциала в полупустующий зал своего развлекательного заведения в Киеве. Так в программе гуляний, организованных Боярско-Будаевским собранием (4 июня 1911 года), значились следующие пункты: 1. "Жена с того света" -- оригинальная комедия, фарс в 3-х действиях. 2. "Сазандари" -- оркестр кавказской музыки. 3. Танцевальный вечер -- сад и залы будут декорированы и иллюминированы; киоски с летучей почтой, живыми цветами, конфетти, серпантин".

Одновременно возрастала роль украинских национальных театров. Как выглядели афиши таких времен, можно узнать из рассказа А. Куприна "К славе": "На большом красном листе" были выведены слова: "Русско-малорусское товарищество драматических артистов, под управлением г. Максименко и при участии артистов Императорских театров г-на Южина и г-жи Вериной, будет иметь честь дать в самое непродолжительное время в доме г.Соловейчика ряд блестящих представлений".