1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №24 (1072) за 01.02.2002

ХРИСТИАНЕ И ПОЛИТИКА

С какими понятиями сегодня ассоциируется у рядового украинца понятие "демократия"? Отбросив по понятным причинам "высокий жизненный уровень", мы вынуждены будем затем отказаться и от ассоциаций типа "свобода слова" или "соблюдение прав человека". Ибо из-за черты бедности, откуда за политическими процессами наблюдает большая часть наших сограждан, эти понятия смотрятся излишне абстрактно. Методом исключения можно прийти к выводу, что единственным атрибутом демократии в нашей стране являются выборы на альтернативной основе. Причем сам факт выборов, а не их честность и прозрачность.

И это неудивительно: к десятому году независимости политическая элита страны практически полностью изолировалась от общества, и, как следствие, -- политическая жизнь Украины окончательно оторвалась от общественной. Опросы показывают, что наши граждане почти не различают основные идеологические направления -- социализм, социал-демокрактию, либерализм, консерватизм. Выбор же коммунизма или национал-демократии диктуется исключительно геополитическими (с СНГ или с НАТО) и языково-культурными ("за" и "против" двуязычия) предпочтениями.

Именно поэтому большинство людей будут игнорировать будущие выборы или голосовать случайно, не будучи уверенными даже в том, что именно обещает стране и им предвыборный блок либо депутат-мажоритарщик. Печальный итог такого положения вещей известен заранее -- будущий парламент обещает стать собранием людей, в основном очень слабо связанных с избравшими их гражданами.

Справедливости ради надо сказать, что подобная ситуация характерна не только для Украины. И даже не для стран переходного периода -- подобную тенденцию в политике и политической жизни можно наблюдать повсеместно. К примеру, известный политолог С. Хантингтон прямо говорит о крахе политических идеологий прошлого столетия: коммунизма, фашизма, социал-демократии, анархизма. Характерно, что при этом он прямо говорит о том, что прошлые десятилетия ознаменовались "великим возвращением" религии. В том числе -- и в политику.

Конечно, в этом утверждении есть изрядная доля преувеличения. Но тенденция эта действительно налицо. Уверенность избирателей в том, что политик или партия уважают моральные ценности Христианского учения и следуют им, в большинстве стран означает успех на выборах. Причем не разовый, а регулярный, как это происходит в Германии, Австрии, Польше, Бельгии и пр.

Дело в том, что религиозность политика (истинная, а не по большим церковным праздникам) воспринимается его согражданами как определенный набор добродетелей -- честность, порядочность, нестяжательство и т.п. С другой стороны, у христианского политика возникает жесткая обратная связь с электоратом, -- к его деятельности в законодательных либо исполнительных органах власти избиратели примеряют намного более жесткие критерии оценки, чем в случае со сторонниками традиционных идеологий.

ОПЫТ СОСЕДЕЙ

Если задуматься, Украине действительно не хватает подобной религиозной политической идеи, которая могла бы объединять людей и служить надежным ограничением для избранных ими политиков. Хотя большинство населения относится к тем или иным христианским конфессиям и в целом поддерживает внедрение христианских принципов в общественную жизнь страны.

Если обратиться к опыту наших соседей по Европе, то, к примеру, католики пришли к выводу о возможности и необходимости участвовать в общественно-политической жизни еще в конце девятнадцатого столетия. С некоторым опозданием в политику включились и их духовные конкуренты -- протестанты. В итоге в Европе не найти ни одного политика, публично заявившего о приверженности к ценностям Христианского учения, который бы открыто пренебрегал интересами избравших его людей. Единичные случаи "отступничества" ведут к громким скандалам, не только ставящим крест на конкретной политической карьере, но и серьезно подрывающих авторитет той или иной партии.

При этом европейские страны, в которых при власти (самостоятельно либо в коалиции) находятся христианские партии, вовсе не стали похожи на мрачные теократические государства, власть в которых принадлежит церкви. Ведь религия давно перестала быть "священным орудием" оправдания власти. Христианство давно демократизировалось, оно видит Своего Бога не Карающим, а Любящим, уходя от Страха к Пониманию Веры. Интересно отметить, что если в середине-конце прошлого столетия христианские партии почти сплошь состояли из священников (И. Зейнель в Австрии, Л. Стурцо в Италии, С. Стояновский в Польше, Л. Каас в Германии, И. Кардейн в Бельгии), то сейчас им на смену пришли профессиональные политики, действующие в рамках Христианского учения. Потому что Христианство, христианские идеи и ценности давно стали в этих странах основополагающими, давно выйдя за рамки отдельных конфессий.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

Почему тогда в Украине -- к примеру, на прошлых выборах, -- партии христианской направленности не добились успеха? Видимо, ни одна из них на выборах 1998 года не продемонстрировала настойчивость в постановке и решении проблем, которые традиционно составляют сущность политических интересов таких партий. Кроме того, политикам христианской направленности стоит помнить: в глазах народа партии христианской направленности -- это нечто гораздо большее, чем группа политиков, обнаруживших, что слово "христианская" неплохо смотрится в названии.

С другой стороны, христианские партии не занимаются церковно-каноническими вопросами, они не могут объединять церкви -- ее задачи совсем в другом. В глазах людей Христиане востребованы политикой не потому, что их туда благословляют их Церкви, они востребованы осознанием катастрофичности политики, лишенной надежного нравственного фундамента и духовной оправданности.
И если христиански настроенные политики смогут осознать это и сделать соответствующие выводы, думается, успех им будет обеспечен. И не только в пропаганде христианских ценностей, но и в избирательной гонке.