1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (1073) за 02.02.2002

ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ ПОТОП

Сообщения о катастрофических весенних паводках на неукротимых карпатских реках и давно усмиренных европейских реках-каналах заставляют беспечных киевлян по-новому взглянуть на своего соседа -- Днепр, который, как известно, иногда "реве та стогне". Отсутствие в последние десятилетия крупных наводнений в Киеве -- это не столько "заслуга" изменившегося климата, сколько результат регулярно проводимых противопаводковых мероприятий. Но, как известно, разруха и запустение "постсоветских" лет ударила по этим сложным объектам больнее всего.

Достаточно вспомнить самое грандиозное за последние 300 лет киевское наводнение. Зима 1930-1931 годов была в столице многоснежной и сменилась теплой весной... В конце апреля Подол, Труханов остров, Куреневка и Оболонь превратились в настоящее море, где по городским кварталам, как по венецианским каналам, плавали лодки, в которых жители пытались спасти свой скарб и выбраться на "большую землю".

Общая площадь затопления достигла 120 гектаров. К улицам между Нижним и Верхним Валом и Почтовой площадью прибавилась огромная территория, лежавшая много выше этого уровня. Здесь роковую роль сыграл ливнеотвод на углу улиц Юрковской и Туровской. Хлынувшая оттуда и с района порта вода быстро залила все низинные жилые кварталы. В зону бедствия попали: кожевенный и дубильный заводы на Куреневке, железнодорожная станция Киев-Петровка, речной порт, несколько подольских мельниц, хлебозавод и предприятия промкооперации. Общая сумма их убытков составила 1,5 млн. рублей.

Но в самом плачевном состоянии оказался жилой фонд этого огромного города-моря -- от Андреевского спуска до Кирилловской улицы. Тут было повреждено 317 жилых домов, в которых восстановлению не подлежало 6280 кв. м. жилой площади. Во многих местах вода залила первые этажи домов более чем на один метр, и их фундаменты, полы и стены пришли в негодность.

Районы Подола оставались "на плаву" больше двух недель. Милиция организовала частичную эвакуацию населения (6 тысяч человек). Для тех, кто решил остаться, по залитым водой улицам начали курсировать весельные лодки, что-то сродни такси. Вскоре вода начала спадать и пришло время подсчитывать убытки.

Сумма по "жилому и подсобному фондам" была впечатляющей -- 2 млн. рублей. Транспорт потерял: по водному -- 500 тысяч рублей, а по Юго-Западной железной дороге -- 300-400 тысяч рублей. Коммунальное хозяйство тоже требовало значительных денежных вливаний, ведь были разрушены водопроводные скважины, трамвайные пути, канализационные коллекторы, дороги и зеленые насаждения.

На борьбу со стихией было затрачено 250 тысяч человеко-дней и 8 тысяч авточасов. Наводнение стоило Киеву огромной суммы -- 8 млн. рублей. Для примера -- ежегодные весенние паводки "тянули" примерно на 180-200 тысяч рублей.

Но именно эта водяная катастрофа стала поворотным пунктом борьбы с наводнениями в Киеве. Максимальный уровень воды этого потопа был принят за норматив при строительстве всех жилых и промышленных объектов в речной пойме, в частности при проектировании каскада гидростанций на Днепре. В 1935 г. началось сооружение гранитно-бетонной киевской набережной, уровень прибрежных улиц был поднят на 30 см выше отметки затопления, укреплена и подсыпана железнодорожная дамба на Петровке, проведена новая система дренажа и ливнестоков.

Принятая тогда программа по борьбе с наводнениями, постоянное поддержание и обновление этих объектов на протяжении многих десятилетий надежно берегли Киев от катастрофических паводков. Будем надеяться, что и этой весной наш красавец-город не исчезнет, подобно сказочному граду Китежу, в пучине днепровских паводковых вод.