1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (1073) за 02.02.2002

КАКОЙ ЖЕ СКРИПКА БЕЗ БАЯНА?..

Пятнадцать лет -- солидный возраст. Не для человека -- для группы. Именно столько "отмотали" вместе музыканты группы "Вопли Видоплясова". За эти годы чего только не было -- и полуподпольная деятельность, и широкая известность "в узких кругах компетентных органов", и эмиграция, и триумфальное возвращение... Не было, пожалуй, только одного -- шикарного дня рождения. И вот он состоялся!

Зная, как у нас любят все "made in не наше", музыкальные "прокатчики" не слишком рвутся устраивать грандиозные сольные концерты наших соотечественников, да еще во Дворце Спорта. Дескать, "век аншлага не видать". А молодежный фестиваль "Чайка" взял да и поверил, что "ВВ" Дворец спорта "сделают". И сделали: одних только билетов на именинный концерт "П'ятнадцять миттєвостей весни" было продано 10 тысяч -- то есть как раз полный зал. А плюс приглашенные, плюс "зайцы" -- сколько кордонов ни ставь, а их всегда хватает...

Кстати, многих поклонников, которые пришли на пятнадцатилетие "ВВ", небось и на свете не было, когда впервые зазвучал бессмертный хит "Сьогодні в клюбі будуть танці..." (вот она, загадка шоу-бизнеса: группа уже, так сказать, ветеран украинского рока, а поклонники ее все молодеют и молодеют!). Пожалуй, для них был особенно актуальным открывавший концерт 20-минутный фильм из серии "ты помнишь, как все начиналось": хроника первых фестивалей "ВВ", "французская история" группы, включая гитарно-баянное музицирование на улицах -- в общем, натуральные картины из кочевой жизни.

Собственно, и сам концерт был построен как ретроспектива: принципиально -- никаких неизвестных произведений -- только "проверенные в боях". Те, которые публика давно знает и любит. Начали с одной из самых древних песен "Кармен" -- первый блок концерта состоял из произведений "дофранцузского" или "совкового" периода. Тогда "Вопли Видоплясова" предпочитали более тяжелую музыку. Кстати, на сцене в это время находилось не четверо, пятеро музыкантов! -- к соратникам присоединился один из отцов-основателей группы Юрий Здоренко с гитарой (вот и сплетничайте после этого, что "вэвэшники" чего-то там когда-то не доделили!).

Первый блок завершала "Країна мрій" -- красивая баллада, под которую зрители традиционно стали понимать вверх пылающие зажигалки. Конечно, многочисленные стражи порядка (где "ВВ", там жди милицию -- это правило в силе все 15 лет) тут же бросились тушить вспыхивающие то тут, то там огоньки. Слава Богу, до огнетушителей дело не дошло...

"Французская" часть концерта ознаменовалась появлением на сцене духовой секции (пятерых трубачей из оркестра Вооруженных сил Украины) и фольклором -- как известно, народные песни очень помогли Скрипке со товарищи в деле "оккупации" Франции. Скрипка взял в руки баян, Сергей Сахно -- бубен, Евгений Рогачевский -- акустическую гитару... Это мгновение "Весны" было практически акустическим. Кстати, ведь благодаря тому, что ребятам пришлось во Франции переиграть и перепеть немыслимое количество народных песен, они, как говорится, "нашли свою фишку" -- симбиоз панк-рока и фолка. Именно там, "вдали от Родины" (произносится со всхлипом и утиранием слезы) и была написана легендарная "Весна".

После ностальгического "лирического отступления" на публику снова обрушились потоки мощного звука, шквал лазерных лучей и лавина пиротехники. И снова -- специально приглашенные музыканты: в песне "Разговор с Махатмой" соло на таблах (индийские барабаны) сыграл Сергей Печков, которого в Индии называют просто Шама. Кульминацией концерта, конечно же, стал хит всех времен -- "Танці"...

P.S. Удалением за кулисы миссия "ВВ" на этот вечер не была исчерпана. После трудов праведных, под радостное "Happy birthday...", исполненное особо стойкими журналистами, именинники задули 15 свечей (а заодно и раздули крем) на 15-килограммовом торте, прибывшем по такому исключительно торжественному случаю непосредственно из Франции.

О ГЛАВНОМ

Началась вся эта история в чернобыльский год, когда в конце весны в Киеве остались только те, кому некуда было эвакуироваться. Олег Скрипка: "Я в то время больше тусовался в театральных кругах, хотя и пробовал играть на разных музыкальных инструментах. Пожалуй, единственное, к чему я так тогда и не добрался -- это барабаны. Парадокс заключался в том, что когда ко мне в общежитие КПИ пришли Юра Здоренко и Сашко Пипа, они подыскивали себе в состав именно барабанщика. Я подготовился к их визиту подобающим образом: раз придут рокеры -- обязательно надо купить пиво. По сей день ни я, ни они не можем объяснить, ПОЧЕМУ они тогда от пива отказались?! В итоге прослушивание состоялось прямо в общаге... под чай!"

К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В 1987 году состоялся их первый концерт в клубе села Быковня -- именно этот момент ребята считают официальной датой рождения "Воплей Видоплясова". Очевидно, песня "Танці" и была создана по мотивам впечатлений от подобных концертов. Даже скромные площадки крупных городов "при совке" им не светили -- ведь в стране, где "ношение штанов вероятного противника", т.е. джинсов (цитата from пан Скрипка) считалось почти преступлением, группы, играющие что-либо похожее на рок, вообще не имели права на жизнь. Для того чтобы концертировать ребятам надо было включить в свою программу пару-тройку песен про БАМ, светлое будущее нашей державы и не забыть о положительном аспекте членства в ВЛКСМ. Представляете себе "ВВ" с таким репертуарчиком?

ВСПОМНИТЬ ВСЕ

Олег Скрипка: "На одном из первых концертов в столице -- в ДК Королева -- нам удалось сыграть всего четыре песни. На четвертой я вдруг с ужасом увидел, что публика с безумной скоростью покидает зал. С чего бы это? -- подумал я. Неужели мы их так звуком придавили или мощью припугнули? А оказалось, что это была отнюдь не наша заслуга, а наших вечных друзей-правоохранителей: советская милиция, тогда еще не имевшая особого опыта по части усмирения рок-фанатов, не придумала ничего лучшего, как пустить в ход свое новое вооружение -- баллончики с газом "Черемуха". Эффект был потрясающий: зал опустел молниеносно. На полу остались только те, кто по неопытности глубоко дышал".

КАБАЛИСТИКА

Корни броского названия группы уводят в литературу XIX века: примодненный лакей-параноик по фамилии Видоплясов принадлежит перу г-на Достоевского и фигурирует в повести "Село Степанчиково и его жители". Однако напрасно буйные фантазеры искали в этом какой-то тайный философский смысл -- на самом деле басист-библиофил Саша Пипа всего лишь решил, что нарытое им у Федора Михайловича словосочетание попросту хорошо звучит. "Во-первых, это красиво..."