1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №26 (1074) за 04.02.2002

ЗАЧЕМ АВАРИЙЩИКИ МЕТРО ВОЗЯТ 80 КИЛОГРАММОВ ВЕРЕВОК

Авария случилась в субботу... Поезд останавился посреди тоннеля -- сошла с рельс задняя тележка четвертого вагона. Стоячие пассажиры -- кубарем... Слышу, как машинист докладывает о случившемся диспетчеру. А затем по громкоговорителю приказывает пассажирам выходить на ближайшей станции. По рации вызвана "скорая", ликвидаторы...

Граждане в панике выбегают из вагона. Я со всеми не спешу -- не пожалел, вижу как после эвакуации пассажиров за работу берутся аварийщики подвижного состава. Задача однозначна -- как можно быстрее поставить вагон на рельсы.

Пять аварийщиков подкатывают по рельсам к поезду тележку с оборудованием. Шестой, бригадир, раздает команды. Монтеры ограждают щитами метров на 50 поезд, отключают напряжение, отцепляют съехавший вагон. И дружно на "Раз, два, три -- взяли!" откатывают последний на пару метров от состава.

Дальше все происходило в мгновение ока -- два работника ложат поперек рельс металлическую рейку. Пытаюсь им помочь. А в ответ краткое -- "Не мешай!". Ставят на нее мощный домкрат. С другой стороны вагона слышу глухой стук. Это аварийщик забивает молотком деревянные клинья под колеса, чтобы вагон вдруг не тронулся.

Вся бригада возле домкрата -- в салоне и по сторонам находиться запрещено. Команда "Подъем!" -- и 30-тонный вагон медленно поднимается. Старший командует: "Еще-еще, помедленее. Стоп!" Тележка выровнялась -- колеса ложатся на рельсы.

Аварийщики разбирают оборудование, загружают его в вагон, соединяют состав, снимают заграждения. Мастер докладывает об окончании работы, бригада в темпе уходит от поезда -- вложились в положенные 65 минут. Это были тренировочные игры, которые в депо "Дарница" проводят ежемесячно.

-- Раз в квартал каждая из четырех смен отрабатывает одну из аварийных ситуаций, -- поясняет Николай Ищук, замначальника депо "Дарница" по ремонту. -- Задания разные: например, освободить пассажира, застрявшего между кузовом и платформой (человеком служит тряпичный макет). Один раз в год ночью смена спускает оборудование по эскалатору на одной из станций, а раз в полгода проводим занятия в тоннеле -- на соединительной ветке между нашим депо и станцией "Дарница". Самая сложная ситуация -- то, что вы видели сегодня, -- сход с рельсов вагонной тележки.

При аварии в тоннеле вызываются аварийщики с обоих столичных депо -- "Дарница" и "Оболонь". Днем на сбор дается 7 минут, ночью -- 10.

Отправляясь на вызов, аварийщики одеваются уже в машине (вся бригада помещается в кабине). Кроме "своих" бригадир может захватить и маневровых машинистов. Машину, приехавшую на станцию метро (все маршруты оттренированы заранее), встречают дежурная и милиционер. До этого момента станция должна быть освобождена от пассажиров.

Настоящие вызовы случаются редко.

-- Года три назад на станции "Черниговская" женщина прыгнула на путь, -- вспоминает бригадир аварийщиков Петр Коваленко. -- От удара поезда ее отбросило под платформу. Можно было приостановить движение, но мы решили по-другому: состав после экстренного торможения отправили в депо для осмотра, а пострадавшую извлекли через станционный люк под платформой.

Киевские аварийщики учатся и на авариях других городов. В Москве несколько лет назад в тоннеле столкнулись два поезда -- один догнал другого. Под вагонами оборвались ящики с оборудованием. Чтобы закрепить их и срочно расчистить путь, понадобилось много подвязки. С тех пор дарницкие ремонтники возят с собой килограммов 80 веревок. На всякий случай.