1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №27 (1075) за 05.02.2002

БОГАТЫЕ РОДИТЕЛИ -- БЕДНЫЕ ДЕТИ

Этих детей не водили в детские сады, ведь у них были няни и гувернантки. Историю и географию они изучают, путешествуя с родителями по миру, а английский знают даже лучше, чем родной. У них есть все, но им ничего не хочется.

"МЫ ВОСПИТЫВАЛИ ЛИЧНОСТЬ!"

Когда Максиму было пять лет, его мама очень любила рассказывать друзьям одну историю. Мол, ехали мы как-то с сыном по ухабистой дороге и, очередной раз подскакивая на кочке, Максимка грозно прикрикнул на водителя: "Не дрова везешь!"
Через минуту ему этого показалось мало и он выдал: "Уволю!" После все обычно смеялись, а родительница -- громче всех. "Личность растет!" -- не переставала она восхищаться.

Сейчас Максиму уже 14. Год назад его отправили учиться в Лондон, а недавно он приехал на каникулы и заявил, что обратно не вернется. Дескать, скучает по родине и все тут. Но за обучение были уплачены огромные деньги, потому родители пытались сына "переупрямить". Тогда он ушел из дому. Вернули. Написал прощальную записку и наглотался таблеток. Откачали и позвали психологов.

Те просветили, что за словами подростка "я скучаю по родине" может скрываться все что угодно. Может, за границей нет друзей, трудно адаптироваться к тамошним условиям, а любимая девочка осталась в Киеве. Причину "ностальгии" искали долго. "Нравится учиться?" -- спрашивали. "Нет!" -- категорично отвечал парень. "А чем занимаешься в свободное время?" -- не отставали взрослые. "Хожу в тренажерный зал, обедаю в ресторанчиках, гуляю по городу", -- лениво продолжил Максим. "Нравится?" -- "Нет!" -- "Как проходила твоя жизнь дома?" -- решили зайти с другой стороны. "Ходил в школу..." -- вспоминает. "Нравилось?" -- "Нет!" Найти отличия в ответах не удалось. Между тем, Максим сам объяснил разницу: за границей надо постоянно напрягаться, что-то делать. Дома же можно не о чем не беспокоиться, ничем не заниматься.

Отсутствие желаний и целей у общительного, не по годам смышленного юноши, поражало. Развиваясь физически, эмоционально, он не рос как личность. "Мы потратили жизнь, чтобы создать условия, все его потребности удовлетворяли мгновенно, а ему наплевать!" -- сокрушалась мама и долго перечисляла школьные предметы, по которым с сыном занимались репетиторы. Она водила его в бассейн, музеи и театры, записала на бокс и футбол. Но, как оказалось, не замечала главного: чем больше старалась привить увлечения, тем равнодушней становился сын. А дело в том, что все это был не его выбор. Самостоятельная жизнь за границей впервые поставила перед ним вопрос: "Чего ты хочешь?" И он растерялся, ведь привык, что за не все решают. Потому подсознательно сердился и на себя, и на родителей, а на все их уговоры отвечал лаконично и грубо: "Отстаньте!"

ЧЕМ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ПРОДУКТОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ ПИРОГ?

Над письменным столом Сони висела инструкция, написанная папой -- что можно делать, а что -- нельзя. Список включал более тридцати пунктов: не мусорить, не покупать дешевых вещей, поливать комнатные цветы, класть на место пульт телевизора, выгуливать собаку... Утром ее в школу отвозил автомобиль с персональным водителем, а на переменках за ней еле поспевал телохранитель. Родителей она могла не видеть неделями, их бизнес требовал постоянных командировок.

Попросив однажды вечно занятого отца помочь с математикой, дочка услышала монолог следующего содержания: "Что значит "не дается"? А у тебя вообще что-нибудь нормально получается?! И литература тяжело, и химия, и физика, только физкультуру ждешь не дождешься, потому что там мозгами шевелить не надо! Я в твоем возрасте в математической олимпиаде участвовал, а Моцарт концерты давал. А ты только дома концерты закатываешь. И тебе не стыдно к отцу с такими словами подходить? Учись старательно, домашние задания выполняй -- будет легко даваться". На следующее утро на ее столе лежали деньги и письменное указание от папаши, поражающее своей краткостью: "На репетитора!" Соня грустно подумала: "Опять откупился!"

Воспитание дочери отец воспринимал как процесс приготовления пирога: чем больше хороших продуктов положишь, тем вкуснее получится. Вот только рецепт был подобран неправильно. По правде говоря, его совсем не было. Потому София, окончив по настоянию родителей музыкальную школу, ни разу потом не подошла к пианино. Отходив целый год на плавание, возненавидела басейны, а кое-как освоив французский, решила, что надо было изучать японский.

И ПРИНЦЫ ДРАЯТ ТУАЛЕТЫ

Проблема детей "новых украинцев" не в большом выборе, а в том, что этот выбор за ребенка спешат сделать сами "предки". Они стремятся дать чаду "всеобъемлющее" развитие, считая, что за деньги можно купить все. Но невозможно приобрести знания, как готовую компьютерную программу. Нужно подготовить ребенка к тому, что обучение требует усилий. Психологи советуют: воспитывайте личным примером. Покажите сыну или дочке (только искренне!), что сами испытываете от какого-либо занятия огромную радость.

К тому же слишком комфортная ситуация не предполагает развития. Недаром ведь в большинстве развитых стран огромной популярностью пользуются пансионы, где детей воспитывают отнюдь не в тепличных условиях, а в условиях жесткой дисциплины. Правда, наряду с полной свободой относительно выражения собственного мнения. Стоит только вспомнить о методах воспитания членов королевской семьи в той же Англии. Принц Чарльз самостоятельно готовил свою овсянку. А еще его по графику отправляли на дежурство. Мыть туалеты.