1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (1080) за 11.02.2002

"УЖЕ НЕТ СМЫСЛА ИГРАТЬ "ТРУ-ЛЯ-ЛЯ"

"Только не спрашивай про Карабаса-Барабаса и товарища Саахова!" -- умоляюще шипят мне вслед организаторы, когда я ныряю в дверь гримерной Владимира Этуша. Собственно, я и не собиралась... Мне вообще всегда казалось, что Этуш -- значительно серьезнее и глубже, чем большинство его персонажей...

ЭТУШ -- ФАМИЛИЯ ВЕНГЕРСКАЯ

"Да не волнуйся ты!" -- напутствовали коллеги за пару минут до этого, делегируя меня "на амбразуру". А попробуй тут не волнуйся, когда перед тобой сидит любимый артист, он же ректор Щукинского училища -- немолодой и усталый, семидесяти восьми лет от роду, только что сыгравший главную роль в спектакле "Дядюшкин сон" по Достоевскому, и к легкомысленным беседам он явно не расположен. А ты начинаешь сдуру молотить что-то о рецептах творческого долголетия. Этуш изумленно вскидывает косматые брови: "Вы разве об этом хотели со мной поговорить?" Да вообще-то, и об этом хотелось. Но приходится резко менять тему.

-- У вас очень необычная фамилия. Откуда она?

-- Корни ее венгерские. Хотя я еврей. Дальше деда родословную не знаю, а дед мой жил в Белоруссии, возле польской границы.

-- Владимир Абрамович, вы ведь воевали в Украине. Где именно?

-- Начиная с терриконов наших... Представьте себе: от Азова через Таганрог и дальше на юго-запад. Ранило меня под Токмаком -- это около Запорожья. Очень тяжело ранило.

-- И после этого вы сразу попали в Щукинское училище и в Вахтанговский театр?

-- Хм... Ну, сначала я попал в госпиталь.

-- Если отсчитывать от вашего прихода в Щукинское, вы уже 58 лет неразлучны с этим театром!

-- Если начинать со Щукинского училища, то будет гораздо больше. С 1940-го. Я уже был студентом, когда началась война. И сам ушел воевать.

"ИДЕОЛОГИЯ НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ СКВЕРНОЙ"


ИНФОРМБЮРО

Владимир Абрамович Этуш родился в Москве 6 мая 1923 года. Во время Великой Отечественной войны подал заявление на курсы военных переводчиков и уехал в Ставрополь, где находилась школа. В воспоминаниях ветеранов читаем: "До колик в животе веселил нас своими импровизированными концертами тогда еще совсем не народный артист, но очень талантливый курсант Владимир Этуш..." На фронте Этуш попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, на Кубани, в Украине. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. В 1944 был тяжело ранен и после госпиталя демобилизовался. С 1945 -- актер Театра имени Евгения Вахтангова, куда пришел сразу по окончании Театрального училища имени Бориса Щукина. С 1987 -- ректор этого училища. В 1984 Владимиру Этушу присвоено звание народного артиста СССР.


photo
-- За все эти годы -- больше 60! -- никогда не возникало соблазна уйти в другой театр? Ведь наверняка же приглашали...

-- Мы так воспитаны. У нас никто никуда не уходил. Так нас учил Вахтангов. А наше поколение было воспитано прямыми учениками Вахтангова, которые несли свой стиль и свою идеологию. Эта идеология и эта атмосфера нас и обучили. Вы не понимайте слово "идеология" скверно. Она бывает и хорошая. Этические вопросы всегда были в поле зрения Вахтангова. Как и Станиславского.

-- Ну, Станиславский больше к концу жизни к ним пришел...

-- К концу... Но раз пришел, значит, они в нем жили.

-- Вы сейчас играете со своими вчерашними студентами. Ощущаете дистанцию, разделяющую поколения?

-- Вы знаете, нет. Вот этот спектакль мы срепетировали как-то очень дружно. Кроме того, это курс Владимира Иванова, они им обучены. Я у них просто преподавал, а ему предложил возглавить курс... Все эти детали имеют значение.

-- Вахтанговский театр иногда сравнивают с монастырем, куда посторонним вход воспрещен. В театр берут только выпускников "Щуки"?

-- Да. Это культура. Ее надо воспитывать. Художественно воспитывать. Мы передаем ее из рук в руки театру. Все наши педагоги -- тоже выпускники нашего училища. Это дает нам единство взглядов, единство понимания нашей профессии, что очень важно.

-- А "свежая кровь" разве не нужна?

-- Есть и "свежая кровь". Она не всегда хорошая, но есть.

РЕШАТЬ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЧЕРЕЗ СУД -- ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО

Пару лет назад Владимир Абрамович отказывался от предложений сниматься: "Проката практически нет, он пропал. Все кинотеатры превратились в автомобильные салоны. Не хочется играть для тех, кто пришел за автомобилем, да еще и роли, которые не греют сердце". Теперь он несколько смягчил свою позицию:

-- Если мне дадут хорошую роль, я не откажусь.

-- Что должно "срастись"?

-- Тут конгломерат. Сценарий, роль, режиссер, которому я доверяю.

-- А кому из молодых вы доверяете?

-- Вот если предложат -- тогда узнаем.


ИНФОРМБЮРО

"Известные артисты театра и кино Михаил Пуговкин и Владимир Этуш по-разному отнеслись к тому, что их фотографии без ведома самих актеров в течение пяти месяцев, с октября по февраль, повсеместно использовались в рекламе "Московской юморины". Михаил Пуговкин подал судебный иск к устроителю шоу -- Московской гильдии актеров театра и кино -- с требованием о возмещении морального ущерба. Владимир Этуш не стал этого делать: "Мне некогда этим заниматься, я не будут ходить по судам..."
"Эхо Москвы", март 2001.


-- На мой взгляд, весьма показательная история. Как вы вообще себя чувствуете в этом сегодняшнем времени, где уже стало обычным делом решение морально-этических конфликтов через суд?..

-- Я решительнейшим образом себя отделяю... нет, не от этого времени. От времени я себя отделить не могу, но от этих проявлений -- решительно.

-- А как вы привыкли решать морально-этические вопросы: прямо говорить или -- кулаками?

-- Не-ет. Зачем? Можно, конечно, сказать напрямик. Но для того, чтоб человек воспринял то, что ты хочешь ему сказать, нужно сначала его... похвалить. У него тоже есть хорошие стороны. Объяснить: мол, ты хороший, но вот это сделал не так.

-- Но это же тяжело -- начинать выискивать хорошее -- поди, докопайся!..

-- Тяжело -- а надо. Иначе невозможно.

-- Замечательную фразу произносит в финале спектакля "Дядюшкин сон" ваш герой: "А ежели не скучно -- может быть, можно пожить подольше?!"

-- А это не персонаж. Весь этот монолог -- я.

-- Он звучит так пронзительно, что водевиль-фарс перерастает в человеческую трагедию...

-- А мне уже смысла нет играть "тру-ля-ля".

...Этуш усмехается печально и мудро. Он знает гораздо больше, чем желает говорить. И это притягивает к нему, как магнитом...