1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (1080) за 11.02.2002

Я Б В СТОЛОВУЮ ПОШЕЛ -- ПУСТЬ МЕНЯ НАКОРМЯТ...

Когда-то в столовой на 50 копеек можно было прилично пообедать. Кормили хоть и не шибко вкусно, но сносно. Сейчас ситуация поменялась -- доступных (читай: дешевых) столовых почти нет. Обед в небольшой кафешке может затянуть на 10 гривен. В столовой -- на 3-5 гривен. Это по-бедному. Ассортимент и качество блюд описывать не стоит -- каждое заведение может похвастаться своим "набором". Более актуальны другие вопросы: как не дать себя одурачить и как не дать себя отравить?

Первый совет: хорошенько присмотритесь к самому заведению. Есть ли перед входом вывеска? Хорошо ли оформлен "банкетный зал"? Чисто ли? Вымыта ли посуда? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", общение с "забегаловкой" лучше на этом прекратить.

Во-вторых, изучите меню -- там должно быть четко указано название блюд, его вес (в граммах), цена за одну порцию. В алкогольном прейскуранте -- стоимость бутылки спиртного, а также цена "порций" в 50 и 100 милилитров. Меню должно быть подписано директором и главбухом (бывают случаи, когда шустрые бармены в вечерние часы вывешивают "альтернативные" прейскуранты). Кроме того, заведение обязано обеспечить постоянное наличие блюд и напитков, указанных в меню. А сим правилом частенько "буфетчицы" пренебрегают. Однажды автор этих строк спросил у официанта: мол, а почему у вас нет такого-то блюда, его же очень легко "сделать"? И получил сногсшибающий ответ: "А вы думаете, мы обязаны все продавать, что здесь написано?"

В-третьих, потребитель имеет право свободно выбирать блюда и напитки. Всякие там "бифштекс идет только с яичницей" или "коньяк без горячего не подаем" -- нарушение закона. Кроме того, заведение не имеет право устанавливать минимальную цену заказа. Так что можете смело приходить в ресторан и заказать бутылочку минералки.

В-четвертых, если вы чувствуете какой-то подвох, имеете право потребовать, чтобы блюдо еще раз взвесили. Можно также проверить документы о качестве еды, ее цене, особенностях приготовления и т.д. Все столовые, кафе, рестораны, закусочные, шашлычные, пельменные, блинные, чайные и подобные заведения должны иметь необходимые технологические карты. Работу предприятий общественного питания регулируют 108-е Постановление Кабмина и 139-й приказ Минторга. Оба документа приняты в 95-м году, их ксерокопии должны висеть на видном месте.

Если вы приобрели некачественное блюдо, смело требуйте его заменить. Можете попросить другое блюдо (без доплаты) -- если, конечно, заведение не против "ублажить" вас именно таким способом. Если ситуация не решается мирно, просто заберите свои деньги и удалитесь.

Я знаю одно место, где в витринах красуются подпорченные сладости, однако буфетчица каждый раз говорит: "Не берите это пирожное, оно не свежее". Вопрос "Почему же вы не выбросите это пирожное?" звучит риторически. А закон гласит: в случаях, если продукция может причинить вред здоровью (речь может идти о прокисшем молоке или "подгулявшем" мясе) -- ее следует немедленно забраковать. К сожалению, иногда наблюдается обратный процесс -- брак пытаются побыстрее продать.

Вы поели. Вам должны вручитьчек, а в случае необходимости -- счет. В этом счете все указывается подробно: что съедено, сколько, по какой цене, дата, сумма. Никаких чаевых вручать вы не обязаны. Если вы пожелаете купить какое-то блюдо "на вынос" -- пожалуйста! По первому требованию клиента вся еда (кроме алкоголя) должна быть красиво упакована и продана с "улыбкой на лице". Начнут хамить -- попросите книгу жалоб.

Да, насчет книги. Сейчас она называется "Книга отзывов и предложений" -- туда можно (и нужно) записывать как негативные, так и позитивные впечатления. Народ, к сожалению, позитив писать не очень-то спешит, а напрасно: ведь всегда работать приятнее, когда тебя хвалят. Но если все-таки надо записать жалобу -- пишите, не стесняясь. Руководитель предприятия обязан в течении недели провести служебное расследование и направить обиженному клиенту письменный ответ.