1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1084) за 15.02.2002

"ЭКИПАЖ СБИТОГО ВЕРТОЛЕТА ВЫХОДИЛ ИЗ ДЖУНГЛЕЙ ДВЕ НЕДЕЛИ..."

Нет сомнения, что предстоящие выборы спровоцировали (и продолжают это делать) очередной виток "войны компроматов". В частности, громко зазвучали обвинения в адрес высоких политиков относительно торговли оружием и военным имуществом. В масс-медиа появились выдержки из доклада на эту тему временной следственной комиссии парламента, где, помимо прочего, приводятся факты "исчезновения" с аэродромов и неба Украины целого ряда военно-транспортных самолетов. Называются компании, которым за бесценок или даром досталась это дорогостоящая техника, люди, которые санкционировали "исчезновение"... Но в природе, как известно, ничто не исчезает бесследно, в том числе самолеты. Они просто стали работать на другого "дядю" в так называемых "горячих точках". Нам удалось разыскать нескольких авиаторов, выполнявших эту работу в арабских странах, в Африке... Не называя имен, мы объединили их рассказы в один материал, который и предлагаем вашему вниманию.

САМОЛЕТЫ БЫЛИ ВОЕННЫЕ, А НОМЕРА -- ГРАЖДАНСКИЕ...

-- В Йемен я начал летать в 1994 году, -- рассказал один из летчиков. -- Там как раз шла война между Севером (столица Сана) и Югом (столица Аден). Север -- это Народно-демократическая республика Йемен, которую традиционно поддерживал еще Советский Союз. Там, как и в Афганистане, якобы пытались построить нечто вроде социализма... На Юге же откровенно строили капитализм при поддержке Запада. Мы, как наследники Союза, летали в Сану... Самолеты и экипажи были наши, украинские, но государство в этом как будто не участвовало -- воздушные суда то ли купила, то ли арендовала одна известная в Украине коммерческая авиакомпания. Мы, летчики, не особо интересовались -- платят, и ладно... Самолеты по происхождению и задачам были военно-транспортные, но выглядели, как гражданские, и номера несли на борту гражданские. Я, например, летал на Ил-76. Экипаж был, в основном, гражданский, но это уже детали, которые я не хотел бы обсуждать...

-- Летали из Украины?

-- Нет, что вы. Летали с аэродромов под Бухарестом и с летного училища под Варшавой. На борт брали 40 тонн груза, расстояние от Бухареста до Саны -- 4.300 км, летели около 8 часов без дозаправки. Схема такая: слетали мы туда-обратно, вернулись в Бухарест, сутки отдыхаем -- и снова в полет. Так продолжалось (для меня, по крайней мере) три месяца, без выходных и праздников. Все это время находились за рубежом, в Украину не возвращались. В рейс всегда уходили одним и тем же, строго подобранным экипажем.

-- Но вы же не одни летали?

-- Летали, конечно, и другие экипажи -- на других самолетах, их было несколько. Пока мы отдыхали, коллеги шли в рейс...

-- И что за 40-тонный груз вы брали на борт? Танки, пушки?

-- Мы возили опломбированные ящики. Что в них было, ей-Богу, не знаю, спрашивать было не принято, меньше знаешь -- крепче спишь... Хотя, повторяю, в Йемене шла война, но мы боевых действий не видели. Сложности были, но чисто летные, из-за местности -- там высокие горы, аэродром находился в долине. Если в Борисполе, к примеру, высота круга при посадке 600 метров, то там -- почти 4 км. В Сане мы никогда не ночевали. Сели, зарулили, к самолету тут же подбегают несколько десятков, может, сотня человек. Работали как пчелки, вручную часа за полтора разгружали самолет. Командовал ими обычно какой-то вооруженный мулла, которого они панически боялись и беспрекословно слушались. Говорили, будто за непослушание он и пристрелить мог... Но мне такого видеть не довелось. Впрочем, когда работяги к нам присмотрелись, возникло некое доверие и несколько человек украдкой с нами пообщались. Оказывается, они учились в Союзе, кое-как говорили по-русски и просили... водки! У них там, как и везде в исламских странах, сухой закон, а эти люди в Союзе познали "дивный вкус" крепких напитков. Но мы не стали рисковать, отказали.

-- Вы не исключаете, что в ящиках могло быть оружие?

-- Честно говоря, лично я уверен, что так и было -- оружие, боеприпасы. Но подтвердить это нигде не смогу, у меня нет доказательств. А если бы и были, не поделился бы ими -- опасная это штука...

ВОЙНА ЗА АЛМАЗЫ

-- Я подписал контракт с одной из фирм на работу в Анголе, -- рассказал другой авиатор. -- Стартовали мы из Борисполя, перелетели в Лондон. Там какое-то время ожидали попутного груза, взяли его и завезли на Пальму-де-Майорку, оттуда уже двинули на Луанду, где и провели безвылазно несколько месяцев. В смысле, за границу Анголы не летали, а совершали внутренние рейсы. Так вот, прилетели поздним вечером, нас отвезли на военную базу под Луандой, сказали -- отдыхайте, а уже с утра первый полет по контракту. База -- это земельный участок в несколько гектаров, огороженный, внутри домики со всеми удобствами. У каждого из нас была своя комната.

Несколько слов о "политическом моменте". В Луанде расположено правительство Анголы, которое уже десятки лет воюет с силами оппозиции, именуемыми УНИТА. Мы были на правительственной стороне. На мой взгляд, война там ведется не столько по политическим соображениям, сколько за право добывать алмазы. Где идет добыча -- там и линия фронта. Так вот, наш первый рейс был в Сауримо, это примерно 800 км от столицы. А в 50 км от Сауримо -- линия фронта, то есть богатая алмазами местность. Мы садились на аэродром, контролируемый правительственными войсками. Вообще-то линия фронта там -- вещь довольно условная. С одной стороны одни копают, с другой -- другие, иногда стреляют друг в друга, а иногда и мирятся... Бывало, привезем продовольствие "нашим", они бой прекращают, порой даже делятся с врагами, потом снова сражаются. Конца войне и не видно, может, в этом кто-то заинтересован...

-- И что же вы возили туда, к линии фронта?

-- Грузы были разными -- иногда мы видели, что везем (например, промышленное оборудование, может, для добычи тех же алмазов), иногда -- закрытые ящики, где могло быть и оружие. Военные ведь люди аккуратные, их ящики самопроизвольно не открывались... Продукты возили, почти всегда -- людей. Контрактом, кстати, была предусмотрена перевозка пассажиров. Это местные, аборигены, так сказать, зачастую женщины. Летит, скажем такая мадам шоколадного цвета, за плечами у нее ребенок, а на голове -- мешок риса! И с этим грузом она может забраться в самолет, даже если ее не пускают, хватается за борт, подтягивается... Они очень выносливые, жизнь тяжелая, подготовила... Впрочем, обычно проблем с местами не возникало, Ил берет 40 тонн, а даже 200 человек -- это тонн 20... О билетах речь не шла, но и бесплатно не летали. Деньги с них собирал представитель коменданта аэродрома, он же и приводил группу, говорил нам, сколько и куда летят. Чаще всего летали на базар, везли продукты, живность на продажу...

"Я СТОЯЛ, А ВОКРУГ СВИСТЕЛИ ПУЛИ..."

Однажды в Сауримо, при дележке денег, полученных с пассажиров, случился у местных вояк конфликт. И прямо на аэродроме, возле нашего самолета, пару десятков человек устроили пальбу из пистолетов и автоматов. До сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю... Я ни жив, ни мертв стоял под крылом нашего "борта", а вокруг свистели пули и гремели очереди. Кто-то залег за самолетом и палил сзади меня, кто-то спереди -- в того, заднего... Правда, старались в машину не попасть, понимали, что это чревато крупными неприятностями -- дорогая "игрушка"... Несколько человек получили ранения, может, и погиб кто -- не знаю. Стрелявшие вскоре помирились, подобрали раненых, а мы взлетели... Потом, я слыхал, был "разбор" этого ЧП местным начальством и больше подобного не повторялось.

А вообще жизнь человеческая у них мало что стоила. Бывали, например, такие случаи. Идет разгрузка продовольствия, вдруг подскакивает какой-то негр, хватает банку консервов -- и наутек. Охранник спокойно поднимает оружие и начинает стрелять. Сначала поверх головы беглеца, потом постепенно снижает траекторию. Если бегущий останавливается -- его счастье, если нет -- получает пулю...

-- А вы в полете под обстрел попадали?

-- Наш самолет, слава Богу, нет. Хотя другие попадали. Там все аэродромы охраняются в радиусе 5 км. Для тяжелых самолетов это очень малое расстояние. "Борт" приходит на высоте 5-6 тысяч метров и кружится, стараясь попасть в эти параметры, снижается по спирали. Так же и на взлете -- набирает безопасную высоту над аэродромом. Пренебрежение таким правилом порой выходило боком... Однажды итальянский экипаж пошел прямо, не набрав высоты, и попал под пулеметный обстрел. Правда, не сбили, но привез в Луанду 38 дырок. Его сразу спрятали в ангар, чтобы не пугать других, чтобы не отказались от полетов. Больше я эту машину не видел.

ВЕРТОЛЕТ СБИЛИ, НО ЛЮДИ СПАСЛИСЬ

Экипажи в Луанде, естественно, были не только с Украины. Москвичи летали, из других стран... Был у меня, например, приятель-датчанин, летал на вертолете. Почему дружили? Думаю, ему просто было приятно общаться с белым человеком, там ведь все больше темные кругом... Вот у вертолетчиков была действительно опасная работа! Летали они в основном рядом с линией фронта, на малых высотах, то ли диверсантов возили, то ли, наооборот, вражеских лазутчиков выслеживали... Могли их сбить из ручного пулемета и даже автомата. И сбивали! Как-то один из вертолетов, по-моему, Ми-8, не вернулся на базу. А летал над линией фронта... Две недели -- ни слуху, ни духу, а потом прямо из джунглей вышли на аэродром в Сауримо. Мы как раз там находились. Представляете: из зарослей выходят грязные, уставшие, но живые коллеги, друзья. Радости было! Помогли им выйти, конечно, приборы специальные, "джи-пи-эски", которые показывают географические координаты в любой точке. У нас тоже такой прибор был, один на самолет, а у них, "западников", -- индивидуальные.

Две недели идти по африканским джунглям -- та еще прогулочка! Предвидя подобные ЧП, вертолетчики "дома" упорно тренировались на выносливость. Мой друг-датчанин, например, ежедневно, если не в рейсе, бегал минимум 10 км с 20--30-килограммовым мешком за плечами. Иначе, говорил он, в джунглях не выжить... Они даже летали на машинах без дверей, чтобы, если собьют, как-то сесть и тут же выскочить, пока не рванут баки... Так, кстати, и случилось со сбитым вертолетом, о котором я говорил, он сгорел дотла, а люди выжили. Может, за риск, а может, за то, что с Запада, но друг-датчанин получал вдвое больше денег, чем я. Мне платили 3 000 долларов в месяц, ему -- 6 000 тысяч.

-- А кто вам платил -- местные или нанявшие вас фирмачи? И где вы хранили деньги??

-- Деньги привозил представитель ангольского Генштаба. Хранили кто где, я лично держал их всегда при себе, в нагрудном кармане рубашки. А куда девать? номере оставить боязно, там ведь, пока мы в полете, уборщицы местные шастают... Честно говоря, были у нас и приработки, кроме основной зарплаты. Иногда делились с нами сборщики денег с пассажиров, особенно если просили взять больше, чем предполагалось. А когда возили крестьян на базар, те брали с собой целые стада коз, штук по 30-40. Ну, с такого полета мы всегда козочку-другую имели... Они какое-то время паслись на базе, пока мы на шашлык не соберемся... Это случалось, когда самолет ставили на техобслуживание. Тогда всем экипажем мы ехали на берег Атлантического океана, а там специально для пикников были хижины, навесы от дождя, столы... Брали, естественно, водочку, джин местный (его настоятельно рекомендовали нам пить даже врачи, мол, от малярии), все это "под козочку"... Неплохо было, хотя сам берег океана оставил у меня гнетущее впечатление -- какой-то замусоренный, мрачный... Там могли и ограбить, потому держались мы всегда вместе, если кто перепил, одного не бросали -- это могло плохо кончиться.

НЕГР ПО ФАМИЛИИ КОЖЕМЯКА

-- А "разовая" оплачиваемая работа бывала?

-- Да. Самая выгодная -- сброс в районе линии фронта так называемых палет. Палета -- это такая площадка, порой пластмассовая, на которую укладывался груз (до 15--16 мешков или иной "тары"). К ней же крепился парашют. В самолет загружалось полтора десятка палет, представитель Генштаба называл координаты цели -- и вперед. Работали, как на бомбометании, с высоты 6--7 тысяч метров... Платили за такой вылет по 200 долларов на экипаж.

-- Груз к бойцам УНИТА не попадал?

-- Нет, мы всегда получали квитанцию "Груз получен". Помню, представитель местного Генштаба, летавший с нами на сброс палет, все просил, чтобы мы... и его сбросили, на парашюте, разумеется. Но мы отказывали: еще разобьется или за линию фронта улетит, отписывайся потом... Запомнилось еще, что этот генштабист учился в Украине и фамилия у него была, нечто вроде Кожемяки. Хотя сам -- "стопроцентный" негр...

-- А у вас самих парашюты были?

-- Не было, так же как и оружия. "Вооружены" мы были только инструктажем о способах экстренной посадки в любой точке, если подобьют.

-- Приходилось ли перевозить алмазы?

-- Нам -- нет. Там была своя система таких перевозок, на других самолетах с местными экипажами. Нам рассказывали, что, как только работяги накопают достаточное количество драгоценных камней, начальство (генералы, ибо там все чиновники -- военные) их забирает и отправляет спецрейсом.

Вот трупы и раненых с линии фронта довелось возить нам. Причем довольно часто. Интересный момент: если убит офицер, то его уже к нам грузят в красивом гробу. Так доставляем до Луанды, после чего труп выгружают из гроба и увозят. А гроб снова летит к линии фронта... И так многократно. Солдат же просто в брезент заворачивали...

-- Значит, в небе Анголы не только наемники летали, но и местные летчики?

-- Да. Кое-кого из этих ребят я знал довольно близко, например, летчиков-истребителей. Вообще, истребительная авиация Анголы на то время -- смех один. Всего было аж два МиГ-23, но один чернокожие ребята сломали -- при посадке "нога" шасси не выпустилась, а они все равно сели... Парень, летавший на единственном МиГе, частенько к нам захаживал, жаловался на нищету. Как-то пришел, говорит: "У меня день рождения, а я голодный, как собака. Дайте поесть чего-нибудь..." Представляете, как "хорош" был в воздушном бою такой отощавший ас?!

ОДИН ИЗ ЛЕТЧИКОВ ОКАЗАЛСЯ ГИГАНТОМ СЕКСА

-- Ладно, с полетами понятно. Но были же у вас и выходные, чем и как развлекались, если на пикник не ездили?

-- Выбирались иной раз на местный базар. Главная проблема была -- как сохранить деньги. Там на рынке на тебя просто набрасывалась толпа продавцов, а под шумок "работали" воры, кошельки срезали. Раз затеяли с нами драку, наши парни поздоровее оказались, но... в итоге остались без портмоне. Решили мы в другой раз схитрить -- все деньги группы оставили одному из наших, сидевшему в машине, а сами пошли приценяться. В это время какой-то негр (видно, заметил наши "маневры") подошел к машине, стал расхваливать и показывать какой-то товар. Наш лопух открыл окно, абориген прыснул ему в лицо какой-то дрянью и был таков. Естественно, со всеми нашими деньгами...

С женщинами проблем не было. Местные девчата постоянно толклись на проходной базы, охранник вечером заходил в домики и предлагал "товар". Совсем недорого -- 10 долларов за ночь. Мулатки были посмазливее, чистокровные аборигенки -- так себе... Там порой не разберешь, сколько лет девице, то ли 12, то ли 22... Один из наших летунов оказадся настоящим гигантом этого дела, платил сразу сотню баксов и брал в свою комнату на всю ночь 10 девчонок. Мы все его допытывали: что ты с ними делаешь? А он -- не ваше дело, что хочу, то и делаю... Правда, такие активисты секса потом, как правило, по врачам бегали, потому что негритянки под конец акта норовили сорвать презерватив. У них за счастье почиталось забеременеть от белого человека... Не прочь были погулять с нашими и местные поварихи, другая обслуга. Как-то ко мне в комнату как-бы невзначай заглянула такая бабенка, работавшая на кухне. Я ее минут через пять выпроводил (ничего между нами не было!), но муж заметил, что заходила к белому. Вечером была какая-то пьянка, так этот муж за мной увязался, проводил до дому. Я понял, что ревнует и хочет взглянуть, нет ли его жены в моей комнате. Что же, пригласил показал -- нету...

Женщины там совсем не стеснительные. Могли присесть прямо на дорожке и... С другой стороны, у них и выхода другого нет. Там в кустики не сходишь, потому что можно запросто на мину напороться. Ходить рекомендовали даже в пределах лагеря (или аэропорта) только по асфальтовым дорожкам. Свернул -- рискуешь, и случаи подрыва были.

ПРОПАВШИЙ ЭКИПАЖ НИКТО НЕ ИСКАЛ...

-- Было ли у вас ощущение страха?

-- Что-то такое было... Знаете, когда постоянно заходишь на посадку с креном в 45 градусов (нормально -- 15), чтобы вписаться в уже упомянутую 5-километровую зону, то выброс адреналина обеспечен.

-- Не секрет, что в той же Анголе и вообще в Африке уже не один самолет с украинским экипажем разбился, пропал без вести... Вы знали тех ребят?

-- Большинство из них знал. Самолет, который разбился на рынке в Киншасе, был попросту перегружен. Ему не хватило разбега и он упал. А экипаж, который пропал... На мой взгляд, их никто и не искал. Эти фирмы, котрые нанимают наших летчиков, -- они все липовые, работают в "тени", без всяких страховок. Когда случается ЧП, стараются замолчать его, чтобы не платить. Тогда объявили, мол, упал Ан-12 на территорию, занятую УНИТА, и все. Может, их и не сбивали. а тоже перегрузили...

-- Как же получается перегруз, почему командир корабля, зная об опасных последствиях, не возражает?

-- Командир может и не знать. Ему привозят груз, говорят -- 10 тонн, и по накладным 10. Проверить, перевесить он не может, нет оборудования, контролирует по количеству мешков или ящиков, по документам. А на самом деле там 12 или 15 тонн. Самолет этот груз тоже может поднять, но нужен более длинный разбег, который не всегда обеспечивается. При коротком разбеге машина может даже оторваться от земли, но лететь она не будет -- это так называемый второй режим. И тогда неминуемо ЧП...

-- Как закончилась ваша африканская эпопея?

-- Когда самолет выработал свой ресурс до очередного серьезного ТО, мы полеты прекратили. Полмесяца еще жили на базе, нам уже не платили, но кормили. Мы ждали попутный груз, чтобы не "топать" домой пустыми. Дождались -- и улетели...

ВМЕСТО ОКОНЧАНИЯ

Когда этот материал готовился к печати, в редакцию позвонил человек, представился бывшим украинским летчиком и предложил свой рассказ о том, как в середине 90-х годов в составе нашего экипажа летал с белорусского аэродрома Мачулище и перевозил оружие в одну из арабских стран. Откуда, по утверждению этого человека, оно попадало... в Чечню! Возможно, это клевета, возможно, нет... Наше расследование продолжается, и мы приглашаем к разговору любых заинтересованных собеседников, участников тех или иных событий. Конфиденциальность гарантируется и охраняется украинским законодательством.