Выпуск газеты Сегодня №41 (1089) за 21.02.2002
СЕРГЕЙ МАРКОВ: "ХАЛЯВА" НА ВЫБОРАХ НЕ КАТИТ"...
СЕРГЕЙ МАРКОВ: "ХАЛЯВА" НА ВЫБОРАХ НЕ КАТИТ"...
-- Во многом популярность украинских избирательных блоков зависит от того, насколько они выступают за улучшение отношений Украины с Россией, -- утверждает Марков. -- Чем ближе выборы, тем громче украинские политики клянутся, что они выступают за это...
-- Но ведь у нас достаточно и таких политиков, ориентирующихся на Запад...
-- Да, они есть. Но зачастую они клянутся в любви к Западу подальше от выборов, а ближе к избирательной кампании ориентируются на сотрудничество с РФ. Причем практически все блоки и партии. В наибольшей степени это характерно для коммунистов. За полгода до выборов "сближаться" начали объединенные социал-демократы. Идею более тесного сотрудничества с Россией поддерживает, насколько мне известно, и блок "За единую Украину!". Показательным в этом плане может быть визит главы этого блока Владимира Литвина в Москву. Возьмите даже правоцентристский блок "Наша Украина". Его лидер -- Виктор Ющенко, как сообщали СМИ, тоже собирается в Москву. Он стучится как бы в двери с просьбой его принять, чтобы снять с себя обвинения в не очень-то "пророссийских настроениях". Это показательно.
-- Вы знаете настроения российской элиты. На какие политические силы в первую очередь ориентируется Кремль и депутаты в Думе?
-- Во-первых, на тех, кто, как я уже сказал, высказывается за развитие более тесных связей с Россией. Лакмусовая бумажка -- отношение украинских политиков к проблеме русского языка.
Во-вторых, российские политики смотрят с точки зрения влиятельности и перспективности блоков и партий. Поэтому достаточно пристально в России изучают программу блока "За единую Украину!", так как он объявлен "партией власти". Опять же -- объединенные эсдеки, их связывают с мощными экономическими рычагами. Присматриваются и к коммунистам, которые обладают стабильным электоратом.
В-третьих, в России смотрят с большим скептицизмом на прошедшее десятилетие. Поэтому сейчас ждут новую политическую силу, с которой можно было бы сотрудничать и на которую можно делать ставку в будущем.
-- Кто может быть организатором этой силы?
-- Пока трудно сказать. Но у нас есть примерное описание этой силы: политики, выступающие за сотрудничество с Россией, но не ведущие антизападную политику. Коммунисты не подходят, так как просто не воспринимают Запад.
-- Сейчас в Украине -- засилье российских имиджмейкеров...
-- Действительно, практически все основные группы политтехнологов работают сейчас на выборах в украинский парламент...
-- Наши отечественные политтехнологи не могут составить им конкуренцию?
-- Во-первых, российских пиарщиков больше, а во-вторых -- у нас с вами единое политтехнологическое пространство. Я знаю, что и ваши пиарщики время от времени тоже приезжают к нам. Думаю, что будут они и на следующих выборах в Госдуму.
-- Сейчас многие штабы жалуются, что не проверили "послужной список" того или иного имиджмейкера, а в итоге они оказались аферистами...
-- В России, конечно, есть и пиар-аферисты. Но есть и очень хорошие специалисты. Что касается жалоб, то могу предположить, что многие штабы хотели купить услуги подешевле, "на халяву", а "халява" в таких случаях не катит...
-- Может, откроете тайну, сколько стоят услуги российских политтехнологов, поскольку у нас легенды ходят о баснословных суммах?
-- Перечень услуг имиджмейкеров колоссальный. Поэтому гонорары варьируются. Конечно, политтехнолог называет сумму вознаграждения и в зависимости от человека, с которым придется работать. Я имею в виду -- от того, насколько он популярен как политик, насколько он может использовать административный ресурс и т.д. В целом же цены примерно следующие: один избиратель -- три доллара. Если, например, в одномандатном округе примерно 100 тыс. избирателей, тогда пиар-кампания обойдется в $300 тыс. Почему называют суммы больше? Я неоднократно сталкивался с тем, что часть денег "делится" в штабах...
-- Можно ли выиграть выборы только благодаря имиджмейкерским технологиям?
-- Не думаю. Политик должен представлять ценность как политик, иметь политический капитал и наличие идей, которые он будет предлагать избирателям. Не менее важна репутация политика и то, чем он занимался раньше. Даже самая хорошая пиар-кампания вряд ли может помочь Борису Ельцину или Михаилу Горбачеву победить на выборах в России. Поэтому пиар -- это далеко не все.
Я могу сравнить политиков и политтехнологов с велосипедистом и велосипедом. Если очень хороший велосипедист, но плохой велосипед (т.е. плохой избирательный штаб и политические технологии), то даже блестящий спортсмен никогда не займет призовое место. А великолепный велосипед никогда не поможет никудышному велосипедисту...