1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №42 (1090) за 22.02.2002

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ -- ВЕРТОЛЕТЫ...

Украина стала шестой страной мира, которая умеет делать вертолеты. На днях винтокрылую машину впервые показали широкой публике. Ее технические характеристики уникальны: заправляется бензином А-95, высота полета до 3 километров, два двигателя (на легких вертолетах до сего дня устанавливали лишь один двигатель).

В пресс-клуб редакции "Сегодня" приехали руководитель проекта создания первого украинского вертолета "Ангел" Сергей Владимирович Тюрин и главный конструктор вертолета "Ангел" Михаил Юрьевич Кучин. Но мы решили несколько изменить "сценарий" встречи: вопросы задавали не журналисты, а позвонившие по телефону читатели. Разговор получился весьма интересным...

-- Итак, Украина обладает вертолетной технологией. Но удастся ли нам выпускать вертолеты серийно? И самое главное -- продавать их? -- спрашивает киевлянин Сергей Александрович.

-- Мы провели серьезные маркетинговые исследования, -- отвечает Сергей Тюрин. -- И выяснили: ни одна из стран мира не выпускает легкие машины с двумя двигателями. А ведь это очень важно: вертолетам, имеющим один двигатель, запрещено летать над населенными пунктами. То есть, существующие легкие вертолеты не совсем подходят для многих служб: ГАИ, "скорой помощи", МинЧС.

Подобных разработок кроме нас никто не ведет. Ниша пуста. Мы разослали потенциальным покупателям письма и получили массу позитивных отзывов: да, нам такая машина нужна! По нашим оценкам, мы сможет выпускать до 100 вертолетов в год. Хотят купить вертолет Минобороны, МВД, Киевская горадминистрация, мэрия Москвы.

-- И потом: два двигателя -- это более надежно, -- добавляет Михаил Кучин. -- Если один двигатель откажет (а это практически исключено -- все агрегаты проходят очень серьезные испытания, причем требования к ним мы предъявляем даже выше мировых!), можно спокойно продолжать полет на одном.

-- В прессе писали, что вертолет "Ангел" будет стоить всего 120 тысяч долларов. Где и как его можно купить? -- интересуется студент КПИ Алексей.

-- В конце марта мы планируем запустить двигатели, а еще через месяц--два осуществить первый полет, -- говорит Сергей Владимирович. -- Действительно, цена нашего вертолета будет самой низкой (!) -- и это еще одно очень важное преимущество. За рубеж будем продавать подороже, ведь будут расходы на сертификацию, перевод
технической документации, создание дилерской сети, таможенные процедуры. Так что собирайте деньги и звоните в компанию "Авиаимпекс". Если вас интересуют какие-то конкретные параметры, давайте поговорим отдельно -- позвоните мне по телефону 462-54-76.

-- Какие коллективы работали над созданием вертолета? И вообще: как удалось в наше голодное время собрать людей, заинтересовать их? -- спрашивает пенсионер Александр Анатольевич.

-- Работают в основном научно-исследовательские и конструкторские учреждения Украины, -- говорит г-н Тюрин. -- Отдельные детали и узлы сделали киевские заводы: "Авиан", "Арсенал", КБ имени Антонова. Мотор австрийский, очень хороший и надежный, а все остальное -- наше. И знаете что интересно: над проектом трудятся в основном молодые ребята -- от 23 до 30 лет. И трудятся отменно! Но привлекли мы и иностранных специалистов: россиян, армян, молдован. Как заинтересовали? Просто предложили дело. Настоящее дело. Предложили достойные условия работы, достойную зарплату, что-то новое, наконец. К нам приходили и приходят уникальные люди, которые оставили начальственные кабинеты, кафедры, и просят: "То, что вы делаете, это сейчас самое важное! А специалисты в нашей стране -- самые лучшие в мире, поверьте. Российские КБ не ведут практически никаких новых разработок, американцы даже близко не подошли к созданию чего-то подобного.

Самый сложный технический вопрос -- как установить два двигателя? Ведь масса машины очень невелика, и второй двигатель менял всю конструкцию. Но наши специалисты решили эту задачу, и это событие -- я уверен -- золотой страницей войдет в историю мировой авиации.

-- Сколько денег выделено из бюджета? -- спрашивает читатель, забывший представиться.

-- Ни копейки, -- говорит Сергей Владимирович. -- Но мы и не просим денег у государства. Проект финансирует компания "Авиаимпекс". Однако поддержка
государства чувствуется. В частности, не так давно мы написали письмо Президенту, просили помочь решить ряд накопившихся проблем. Леонид Данилович вник, дал необходимые указания, и дело пошло. Много внимания уделяют нам Владимир Литвин, Анатолий Кинах, Павел Гайдуцкий, Валерий Шмаров, Юрий Дагаев -- большое им спасибо. Ведь все понимают, что этот проект очень выгоден государству -- тысячи людей получили работу, тысячи еще получат (когда вертолет пойдет в серию), в бюджет будут "капать" налоги, валюта. Да и престиж страны, в конце концов!

-- Вертолет "Ангел" очень нужен, например, аграриям, -- подключается Михаил Кучин. -- Ведь "сельскохозяйственная" машина может "правильно" внести удобрения и повысить урожайность на 50%! Есть "военная", "санитарная", "спортивная", "поисковая", "спасательная" и другие модификации.

-- Вы говорите, новый вертолет будет надежен. Но ведь это несерьезно: мы же никогда ранее не производили вертолетов, у нас нет опыта, -- делится сомнениями Руслан Георгиевич.

-- Вопрос надежности -- самый главный в авиации, -- говорит Михаил Кучин. -- Не буду вдаваться в технические подробности, но вы должны знать, что вертолет "проверяется" согласно Авиационным Правилам АП-27. Там заложены очень и очень высокие требования. Нигде в мире нет таких жестких требований к летной надежности! Ни один американский вертолет "не выдержит" экзамен по АП-27.

-- Сергей Владимирович, Михаил Юрьевич, я в газете "Сегодня" прочитал заметку о вертолете "Ангел": действительно уникальная машина. Просто душа радуется, что на родине гениального Сикорского создаются такие вертолеты. Огромное вам спасибо и низкий вам поклон.

-- Сравнивать нас с Сикорским рановато, да и не надо, -- говорит г-н Кучин. -- Сикорский -- это гений. Человек уникальной и драматической судьбы. Он проектировал и вертолеты, и самолеты, и все его машины -- чудеса техники того времени. Мы же на основе своего опыта и знаний попытались создать машину, максимально отвечающую насущным потребностям потенциальных заказчиков. Надежность, дешевизна, простота в управлении -- вот что было поставлено во главу угла.