1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №48 (1096) за 01.03.2002

БОРЬБА ЗА "КИЕВЭНЕРГО", ПОХОЖЕ, ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

На днях общественная организация "Антимонопольный союз" пополнилась еще одной, 53-й региональной организацией -- Киевской. Есть ли необходимость в создании этой организации в Киеве? Почему киевляне, несмотря на горячее предвыборное время, решили провести учредительную конференцию по созданию киевской ячейки Антимонопольного союза уже в ближайшее время? Почему это дело активно поддерживается и киевским мэром Александром Омельченко?

По словам инициативной группы, в которую вошли народные депутаты Иван Салий и Александр Задорожный, одна из причин этого заключается в том, что правительством вновь поднят вопрос о приватизации компании "Киевэнерго" -- основного поставщика тепла и света в квартиры киевлян.

Сегодня уже много говорится и пишется о том, в какой ситуации оказались те регионы, где были приватизированы энергетические компании. Это и значительное повышение тарифов на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, и навязывание потребителям невыгодных им условий энергоснабжения.

Президент "Антимонопольного союза" Алексей Кучеренко привел следующий пример. В последнем номере одной из газет размещена статья с очень показательным названием -- "Coca-Cola требует приватизации "Киевэнерго". В ней, в частности, сообщается, что Coca-Cola терпит убытки от высокой стоимости электроэнергии (по словам ее представителей, после приватизации областной энергокомпании цена на электроэнергию возросла на 60%). Компания готова примириться с таким положением дел, но только при условии, что и ее конкуренты, находящиеся в Киеве, будут нести такие же затраты. То есть эта и другие производственные компании, находящиеся в Киевской области, требуют приватизации "Киевэнерго", чтобы повысить тарифы на электроэнергию и для киевлян.

Разве для этого проводится приватизация? По мнению Алексея Кучеренко, истинной целью приватизации должно быть поощрение инвестиций, повышение эффективности деятельности компаний, а это, в свою очередь, должно привести к снижению тарифов и повышению надежности энергоснабжения. У нас же зачастую преследуются совсем другие цели, и, возможно, именно это приводит к повсеместному недовольству потребителей политикой, проводимой приватными энергокомпаниями. Кучеренко считает, "если мы сегодня в преддверии приватизации не в состоянии добиться от правительства и парламента принятия нормативно-правовых актов, которые обеспечили бы реальную защиту потребителей от диктата монополистов, то после того как эти компании окажутся в частных руках, это будет сделать намного труднее. Поэтому давайте сначала создадим правовые механизмы, которые позволят защитить интересы общества и государства, а потом приступим к приватизации энергокомпаний".

Для членов Координационного совета Антимонопольного союза не понятно, почему необходимо приватизировать прибыльную и эффективно работающую компанию "Киевэнерго", которая вполне удовлетворяет потребности киевлян в энерго- и теплоснабжении, а не передать ее, к примеру, в коммунальную собственность Киева, на чем постоянно настаивают киевские власти и мэр города Александр Омельченко. В этом случае горсовет сможет сам осуществлять контроль за качеством услуг, которые предоставляются потребителям, и следить за тем, чтобы в Киеве использовались экономически обоснованные, а не завышенные тарифы. Более того, если "Киевэнерго" будет передано в коммунальную собственность, местный бюджет получит дополнительные средства в виде дивидендов, которые смогут быть использованы для социальных программ.

Такой подход давно поняли на Западе, где в коммунальной собственности находится значительная часть энергокомпаний. Например, в Швеции 60% энергетических компаний находятся именно в коммунальной собственности, и с энергообеспеченим в этой стране, как нам известно, нет проблем.

Следует заметить, что идея передачи "Киевэнерго" в собственность города возникла не сегодня. Впервые киевские власти внесли такое предложение в Кабинет Министров еще в середине 2000 года. После детального изучения в начале 2001 года правительство Виктора Ющенко приняло решение о передаче 50% акций + 1 "Киевэнерго" в коммунальную собственность города в обмен на 36 административных зданий столицы. Кстати, такое решение получило поддержку и Всемирного банка.

Однако Кабинет Министров Анатолия Кинаха в июне 2001 года отменил решение предыдущего правительства, требуя более тщательного изучения проблемы.
На своем заседании Координационный совет "Антимонопольного союза" решил вновь вернуться к этой проблеме. По результатам обсуждения принято обращение к Кабинету Министров, в котором, в частности, говорится, что в ситуации, сложившейся в Украине, приватизация энергокомпаний является преждевременной и должна быть приостановлена до создания соответствующих условий. А именно: законодательного обеспечения системы госурегулирования деятельности монополий в сфере электроэнергетики, решения проблемы долговых обязательств, определения механизмов и условий реприватизации предприятий, не выполняющих принятых на себя обязательств, устранения дискриминационных по отношению к потребителю норм. Кроме того, в обращении говорится о необходимости изучения вопроса о целесообразности передачи энергокомпаний в в коммунальную собственность как одного из инструментов повышения управляемости таких компаний.