1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №50 (1098) за 04.03.2002

ХАРАКИРИ -- КРАСИВО, ПОЧЕТНО И... НАДЕЖНО

Помните эпизод из фильма "Клеопатра", где проигравший битву Марк Антоний падает грудью на обнаженный меч? Этот обычай действительно был распространен среди знати Древнего Рима. А ведь он -- не что иное, как аналог харакири, на "эксклюзивности" которого настаивают японцы! Более того, некоторые исследователи считают, что "буси" (самураи) "одолжили" эту идею у жителей Восточной Азии и Сибири, исповедующих буддизм. И затем развили до тонкостей, дабы доказать превосходство духа Бусидо -- самурайского кодекса чести.

ВСЕ МЫ РОДИЛИСЬ... ИЗ ПОЛЕНА

Ученые считают, что подобные обычаи начали зарождаться еще в палеолите. Появились они в континентальной и островной Азии, Сибири и Северной Америке. Но вспарывание живота, оказывается, имело глубокий философский смысл, а не просто было способом уйти из жизни.

Античные греки называли вместилищем души -- психе -- грудно-брюшную диафрагму. А древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике. Интересны в этой связи взгляды малых народов Севера -- айнов, нивхов, коряков, алеутов, эскимосов. Согласно философии дзэн-буддизма, в который они верят, средоточие жизни человека -- не сердце, а брюшная полость. Сохранился доселе обычай айнов бросать в воду "инау" -- щепку с зарубками, символизирующую человека с разрезанным животом, дабы унять морскую бурю. В древности, моля богов о милости, так поступали с пленниками.

Но почему -- щепка, а не, к примеру, камень? Оказывается, народности Дальнего Востока верят, что произошли от дерева. По одной из эвенкийских легенд, человек выстрелил из лука в сосну, и из нее вышла девушка, ставшая его женой. Дева, жившая в стволе дерева, считается родоначальницей ульчей. Нивхи ведут свое происхождение от сока, капавшего из лиственницы. В фольклоре японцев старый дровосек находит в бамбуковом стволе малютку, которую воспитывает как родную дочь. (Может, именно эти поверья Джанни Родари использовал для сюжета сказки о деревянном человечке -- Пиноккио?). Таким образом, щепка считается "заменителем" человека.

ЧЕЛОВЕК С "ГРЯЗНЫМ ЖИВОТОМ" -- ПОДЛЕЦ

Но живот жертвы мог вскрываться и для получения крови, считавшейся очищающим средством. Эвенки верили, что кровь жертвенных животных -- источник особой силы, могущей изгнать все злое. При несчастье в доме они и сейчас режут оленя, причем, начиная с живота, а шкуру вывешивают у яранги. У айнов слово "экоритохпа" означает "принести в жертву инау", в буквальном смысле -- "изрезать живот". Любопытен обряд при похоронах у нивхов, называемый "н'аур-к'ранд" ("долбить живот"): куском кремня на животе покойника наносится царапина. Оказывается, древние нивхи вспарывали брюшную полость трупа, чтобы изгнать злого духа, убившего человека, а потом зашивали ее. Живот вскрывался, дабы показать соплеменникам, что усопший свободен от всего злого и дурного, могущего помешать жить обществу. Сходные по сути верования были у других народностей Севера -- коряков, эскимосов, алеутов. Однако вершины совершенства они достигли у японцев, превратившись в торжественное действо -- харакири (или сэппуку).

Харакири буквально означает "резать живот" (от "хара" -- живот и "киру" -- резать). Однако иероглифу "хара" соответствуют и понятия "душа", "намерения". Поэтому харакири -- не простое самоубийство. Оно символизирует открытие истинных намерений, доказывает чистоту помыслов и устремлений, является "крайним оправданием себя перед небом и людьми". Не случайно в Стране Восходящего Солнца есть множество выражений и поговорок, относящихся к "хара". Человек, призывающий другого к откровенности, произносит "хара о ваттэ ханасимасё": "давайте поговорим, открыв животы". Характерны такие изречения, как "харадацу"-- "подняться к животу" (рассердиться); "харагитанай"-- "грязный живот" (подлый человек с низкими стремлениями). Важное место отводится "искусству живота" -- "харагэй", подразумевающему общение на расстоянии посредством интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намеков.

А ПОВОДОВ --ЗАВАЛИСЬ!

Представители японской знати начали "осваивать" харакири в эпоху Хэйан (IX-ХПвв.), но обряд почему-то приживался медленно. Свод его церемоний и правил оформлен при сёгунате Асикага (1333-1573), когда обычай стал приобретать силу закона. В более поздний период Эдо (1602-1867), когда ритуал сформировался окончательно, порой к нему приговаривал суд в наказание за совершенное преступление. Но харакири было дозволено только привилегированным сословиям и ни в коем случае -- черни.

В зависимости от цели, различали несколько видов ритуального самоубийства. Чаще всего буси делали харакири, не желая сдаваться в плен, в случае смерти своего господина, оскорбления их чести, совершения недостойного поступка. Харакири вслед за усопшим господином называлось "оибара" или "цуйфуку". В древности в Японии вместе с умершим знатным человеком заживо погребали ближайших слуг и предметы роскоши, дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Позже, чтобы избавить бедолаг от столь мучительной смерти, им разрешили самоубийство на могиле хозяина. Обязавшись по кодексу самурайской чести Бусидо "отдать свои тела господину по его смерти", до 30 и более ближайших слуг даймё (князя) умерщвляли себя после его кончины. Добровольно уходили из жизни и сами даймё. Так, в день смерти сёгуна (верховного военного правителя) Иэмицу (1651) за ним последовали пять знатных князей из его окружения, не пожелавшие "пережить своего господина".

Массовый характер сэппуку приобретало в период междоусобных войн. Буси прибегали к нему, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё. Так они заглаживали свою вину за проигрыш в битве и избегали позора. Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воин перерезал себе горло, дабы прекратить мучения. Бывали случаи, когда самураи обезображивали себе перед самоубийством лицо, чтобы воины противника не смогли выдать их головы за боевые трофеи.

Другим поводом для сэппуку было стремление упредить наказание за недостойный самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания. В этом случае харакири совершалось добровольно или по решению родственников. Зато семья буси не лишалась его имущества и доходов, а самоубийца считался оправданным и заслуживал почетного погребения. Выполнение же харакири в наказание предусматривало конфискацию.

Но порой причины для сэппуку были смехотворны. Однажды два воина из императорского окружения совершили его после того, как случайно соприкоснулись мечами. Подобная легкость ухода из жизни объяснялась наличием в их среде культа смерти, создававшего вокруг самоубийцы ореол мужественности, делавшего его имя знаменитым в будущих поколениях. Вспарывание живота требовало громадной выдержки и презрения к боли. Именно поэтому самураи, считавшиеся самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми, отдавали предпочтение этой мучительной смерти.

РЕЖЬТЕ ЖИВОТ БАМБУКОВЫМ МЕЧОМ

Харакири, как и владению оружием, самураи обучались с детства. Наставники объясняли юношам, как начинать и доводить сэппуку до конца, сохранив достоинство и самообладание до последнего вздоха. Было несколько методик, выработанных различными школами. Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя, иногда стоя ("татабара"). Самурай садился на пятки, чтобы не упасть на спину при столь ответственном действии -- это считалось позором. Живот резали специальным кинжалом -- кусунгобу, длиной около 25 см, считавшимся фамильной ценностью, или вакидзаси -- малым самурайским мечом. В случае их отсутствия мог использоваться и большой меч, который брали за лезвие, обмотанное материей. Способ вскрытия зависел, в основном, от самого самурая: степени его самообладания, терпеливости и выносливости. В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Делалось это для демонстрации особой выдержки и мужества, возвеличивания имени самурая, "на спор" или же по приказанию господина.

Погружая оружие в брюшную полость, буси должен был разрезать ее так, чтобы окружающие могли увидеть его внутренности и тем самым -- "чистоту помыслов" воина. Живот вспарывался дважды: сначала горизонтально, от левого бока к правому, затем -- вертикально, от диафрагмы до пупка. После этого выжить было уже невозможно. Был еще способ вскрытия в виде буквы "х". Первым движением был прорез от левого подреберья -- вниз, направо. Он проводился тщательно и с вниманием, ведь буси имел еще много сил. Второй разрез делался уже в условиях большой потери крови, при уходящем от сильной боли сознании. Он направлялся с нижней левой части живота -- вверх, направо: так легче для правой руки. Но самым распространенным было вспарывание живота посредством косого разреза слева направо -- вверх, иногда еще с небольшим добавочным поворотом влево-вверх, или в виде двух прорезов, образующих прямой угол. В более позднее время технику харакири упростили: достаточно было сделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот, используя вес собственного тела. Очевидно, из этого упрощенного способа развился затем метод самоубийства посредством выстрела в живот ("тэппобара").

ЖЕНЩИНАМ ТОЖЕ НЕ ОТВЕРТЕТЬСЯ!

Для жен и дочерей самураев харакири также не было диковинкой. Но женщины разрезали себе не живот, а горло, или наносили удар кинжалом в сердце. Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось специальным кинжалом "кайкэн", свадебным подарком мужа, или коротким мечом, вручаемым каждой дочери воина во время обряда совершеннолетия (ничего себе, презенты!). По кодексу Бусидо для жены самурая было позором при необходимости не суметь покончить с собой, поэтому женщин тоже учили делать это правильно и красиво. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено в целомудренной позе. Важнейшими побуждениями к самоубийству для японок были смерть мужа, нарушение данного им слова или оскорбление самолюбия.

КАЙСЯКУ -- ЛУЧШИЙ ДРУГ САМОУБИЙЦЫ

Закон досконально определял строгую последовательность церемонии харакири, место ее проведения и лиц, назначенных для проведения обряда. Главным из них был "кайсяку" -- помощник, отрубавший голову самураю, сделавшему харакири. История сэппуку имеет немало примеров, когда после вскрытия живота герои находили силы, чтобы писать духовное завещание собственной кровью.

Однако вследствие ужасной боли самурай мог потерять контроль над собой и умереть "некрасиво": с выражением страдания, упав навзничь, с криком -- и тем самым опозорить свое имя. Поэтому и был введен кайсяку, в обязанность коего входило прекратить мучения самурая, отрубив ему голову. Кайсяку выбирался представителями клана или самим осужденным. Обычно в его роли выступал лучший друг, ученик или родственник приговоренного, в совершенстве владеющий мечом. "Секундант" должен был отрубить голову осужденному, вследствие слабости духа вспоровшему живот лишь для видимости, или самураю, которому не хватило физических сил довести харакири до конца. Для "эстетики" кайсяку рекомендовалось нанести умирающему такой удар, при котором отделившаяся от туловища голова повисла на коже: считалось некрасивым, если она покатится по полу. Затем он брал отрубленную голову за пучок волос (магэ) и показывал свидетелю. Если голова была лысая, ее несли на специальном ноже кодзуко, воткнув его в левое ухо.

Обстановка проведения харакири требовала торжественности, внимательного и уважительного отношения присутствующих к осужденному. Если обряд совершался в саду, сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами материи площадью примерно 12 кв.м. В ней имелось два входа: северный -- "дверь теплой чашки" -- и южный -- "вечная дверь". Накануне исполнения обряда самурай приглашал в дом друзей, пил с ними сакэ, ел пряности, шутил о непрочности земного счастья, подчеркивая тем самым, что харакири для него -- заурядное явление. Именно этого -- полного самообладания и достоинства перед и во время обряда -- ждали от него окружающие. Место, где происходило харакири, не подлежало очищению (в редких случаях его освящали молитвой), оно должно было постоянно напоминать о мужестве члена семьи. Брезгливое отношение к помещению, запачканному его кровью, порицалось.

Производилось харакири также в знак пассивного протеста против какой-либо вопиющей несправедливости. Например, при невозможности совершения кровной мести, в виде жертвы во имя идеи или при увольнении воина из дружины феодала. Короче говоря, харакири было универсальным выходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самурай.