1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (1099) за 05.03.2002

ЛЕОНИД КАДЕНЮК ВЕРИТ В ИНОПЛАНЕТЯН. НО В КОСМОСЕ ИХ НЕ ВСТРЕЧАЛ

Улица Банковая. Долгое блуждание по лабиринтам коридоров Аминистрации Президента. Вот и скромная рабочая комната летчика-испытателя, космонавта независимой Украины №1 Леонида Каденюка. Сложенные на столе письма и бумаги, на полках фотографии белозубых американцев-астронавтов с автографами украинскому коллеге, модель самолета, книги... Спрашиваю, летает ли сегодня Леонид Константинович? "К сожалению, уже нет", -- с горечью в голосе отвечает он. Все чаще приходится пользоваться автомобилем. Например, завтра в избирательный округ. Поэтому и разговор начался с проблем земных...

О ПОЛИТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО

-- Леонид Константинович, почему вы решили идти на выборы? Вы говорили с Президентом на эту тему?

-- Именно по этому поводу мы с ним не встречались. "Поход" в депутаты -- это мое личное решение.

-- Вы можете сказать, что после полета в космос стали ближе к главе государства?

-- Конечно. Впервые я встретился с Леонидом Даниловичем на мысе Канаверал непосредственно в ночь перед стартом. Нас с Президентом объединяет то, что он и я отдали космосу большую часть своей жизни... Я видел, как он переживал во время старта. Он, как никто, понимал, что космический полет -- опасная вещь... После полета, когда я был назначен помощником Президента по вопросам авиации и космонавтики, мы стали видеться чаще. Но и работы прибавилось.

-- А чем именно вы сейчас занимаетесь?

-- Одна из основных проблем заключается в том, что до сих пор в стране не создана надлежащая система контроля безопасности авиаполетов. Сегодня идет работа по созданию спецструктуры, аналогичной советскому Госавианадзору. Но, несмотря на большое количество катастроф и аварий в воздухе, принятое соответствующее решение Президента о формировании такого органа, некоторые чиновники упрямо противятся его появлению.

-- Но это не означает, что будет осуществляться "тотальный контроль" над авиацией?

-- Нет. Нам просто необходимо контролировать исполнение авиационной властью законов, документов, регламентирующих полеты.

-- В Украине есть космонавты, готовящиеся к новому полету в космос?

-- В настоящее время, к моему сожалению, пока нет необходимости в подготовке космонавтов для Украины. Сегодня основная задача нашей космонавтики -- построение научного модуля для Международной космической станции. Планировалось, что аппарат будет пристыкован к МКС в 2003 году. Тогда и возникла бы потребность в подготовке украинских космонавтов. Но пока для реализации проекта у нас недостаточное финансирование.

-- А со стороны американцев или россиян не было предложений?

-- Нет. Инициатива должна исходить только от нас. Нужно самому идти, предлагать интересные темы исследования, программы.

-- У вас они есть?

-- Да. Например, только с модулем наши космические ученые придумали более 200 экспериментов. В основном, по проблемам космической биологии.

О НЕСБЫВШЕМСЯ

-- Знаю, что вы не случайно были отобраны первым космонавтом независимой Украины...

-- Да. Я прошел обширную инженерную и летную подготовку, не только как космонавт, но и как летчик-испытатель. (Кстати, горжусь этой профессией не меньше, чем первой). Летал более чем на 50 типах самолетов. В основном на истребителях. Почти 20 лет прожил в Звездном городке. Изучил всю(!) пилотируемую космическую технику: орбитальные станции "Салют", "Мир", космические корабли "Союз", "Союз-ТМ", американский "Space Shuttle" ("Спейс-Шатл").

-- В свое время вас готовили командиром пилотируемого корабля многоразового использования "Буран". Почему эта программа так и не завершилась?

-- Причина банальная -- отсутствие денег... Испытания были уникальными. Первый полет "Бурана" происходил в беспилотном режиме. Второй полет планировали провести в 1992 году и к нему уже готовили команду. Но судьба распорядилась иначе... Кстати, польза от "Бурана" все-таки была: при его создании было открыто более 300 новых технологий, которые стали применяться потом в народном хозяйстве.

-- Леонид Константинович, почему в Украину из России вы приехали только в 1995 году, оставаясь до этого офицером российских ВВС?

-- В то время я готовился к полету на "Буране". Программа была рассчитана до 1993 года. Кроме того, в 1990 году возник вопрос полета в космос исключительно украинского экипажа из 3 человек на орбитальную станцию "Мир". Даже уже была договоренность между, на то время, главой Верховного Совета УССР Леонидом Кравчуком и президентом СССР Михаилом Горбачевым. Было принято решение, что экипаж возглавлю я, вторым полетит журналист Юра Крикун, третьим -- еще один человек. Полет отменили. Скорее всего, по политическим причинам: тогда уже возникло напряжение в отношениях между независимой Украиной и РФ. Когда же в 1994 году Леонид Кучма подписал соглашение с президентом США Биллом Клинтоном о полете украинского космонавта на "Спейс-Шатл", я сразу написал заявление в Космическое Агентство.

ОБ АМЕРИКЕ

-- Вы до сих пор числитесь в рядах астронавтов NАSА?

-- Нет. После завершения полета нет такой необходимости.

-- А вам не предлагали остаться в США?

-- Они никому не предлагают. Опять таки, просьба должна исходить со стороны самого астронавта или страны, которая его посылала. Но есть такие, которые остаются. Например, я встречал там канадцев-астронавтов...

-- Насколько у американцев засекречена космическая отрасль?

-- Америка в этом плане более демократична, чем мы. В Советском Союзе было почти все засекречено. Иногда доходило до абсурда, когда инструкции летчикам самолетов, которые давно продавались за границу, были секретными... В США же мне отвечали на любой интересующий меня вопрос. А я задавал их много, поскольку очень хорошо знаю нашу технику. Конечно, есть у них и то, чего они не показывают.

-- Американские астронавты у вас не пытались выспросить какие-то секреты?

-- Я думаю, что они многое знают и без меня. Но хочу сказать, что "Буран" и американский "Спейс-Шатл" подозрительно похожи.

-- Т.е. советские разведчики "увели" у американцев проект корабля?

-- Для таких выводов нужны доказательства. В то время уровень развития техники был примерно одинаковым как в США, так и в СССР, поэтому сделать "по-другому" такой корабль было нельзя. Хотя сходство деталей бортовых систем у меня вызывало недоумение.

О ДРУЗЬЯХ

-- Леонид Константинович, долгое время вы прожили в Звездном городке. Какие у вас остались воспоминания о нем?

-- В отряд советских космонавтов я был отобран в 1976 году. В то время там еще готовились к космическим полетам космонавты гагаринского набора. Я застал еще космонавта №2 Германа Титова, №3 -- Андриана Николаева (он тогда был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов), №4 -- легендарного Павла Поповича, №5 -- Валерия Быковского, Валентину Терешкову... Эти люди были для нас кумирами. Знаком был также со всеми первыми космонавтами из стран бывшего соцлагеря -- Чехословакии, Польши, ГДР, Венгрии, Вьетнама...

-- Вы встречаетесь с некоторыми из них?

-- Со всеми, конечно, невозможно держать контакт. Но связи не теряем. Бывает, сам звоню в Звездный городок.

-- Рассказывают, что в Звездном часто плетут интриги: космонавтов много, а в космос летят единицы. Это правда?

-- Открытых интриг я там не встречал. Конечно, каждому хотелось полететь. И как можно раньше. А полеты в космос происходили раз в полгода командой из трех человек. Существовала жестокая система отбора. Степень готовности определяла специальная Госкомиссия, "четверка" считалась слабой отметкой.

-- Но ведь не все отличники летели в космос?

-- Не все. Многих "срезала" медкомиссия.

-- В 1983 году вас отчислили из группы космонавтов за "аморальное поведение" -- вы развелись со своей первой женой...

-- Да, был в моей жизни такой эпизод. Несмотря на то, что прекрасно осознавал возможные последствия развода, я был вынужден это сделать. Наши политические лидеры считали развод в среде военных космонавтов недопустимым. Хотя на подобные ситуации у "гражданских" космонавтов закрывали глаза... Проработав некоторое время летчиком-испытателем, я снова был зачислен в группу подготовки к космическим полетам на "Буране".

-- Главное для космонавта -- здоровье. Но вы ведь могли позволить себе "расслабиться" в компании -- выпить, покурить?

-- Конечно. Главное -- не злоупотреблять. Были даже случаи, когда за чрезмерное пристрастие к алкоголю отчисляли из групп.

ОБ ИНОПЛАНЕТЯНАХ

-- Вы верите в существование внеземных цивилизаций?

-- Верю. Но хотелось бы не просто верить в это, но и знать, что они существуют. Таких звезд, как наше Солнце -- миллиарды. Наверняка, существуют тогда и другие планеты, подобные Земле.

-- А в НЛО верите? Среди космонавтов были такие, которые их видели?

-- Нет, ни я, ни мои знакомые космонавты с инопланетянами не встречались и НЛО не видели.

О РИСКЕ

-- Во время полета в космос ваша жизнь была застрахована?

-- Да. На $1 миллион.

-- Как часто случались смертельные случаи среди пилотов во время вашей работы летчиком-испытателем?

-- Сегодня уже можно называть эти цифры. В советское время в истребительной авиации в год происходило 100-110(!) катастроф. В то время, как в Америке -- 5-6...

-- Вам самому приходилось быть на волосок от смерти?

-- В экстремальной ситуации трудно определить эту "близость". Степень риска зачастую зависит от нелепой случайности. Например, при испытании самонаводящихся ракет с тепловой головкой на МиГ-21. Стрельба велась по наземным целям. Ракета ушла, дым от нее попал в сопло двигателя и он выключился. Высота полета -- 200 метров над землей, скорость -- 900 км в час. Я уже приготовился к катапультированию. Но двигатель под напором воздуха смог набрать обороты и запустился. Я выпустил еще одну ракету и пошел на посадку.

На Миг-23 отказала основная гидросистема. Выпускать шасси пришлось вручную. Я давай тянуть ручку -- она ни в какую. Зажимаю штурвал. Снова тяну рычаг на себя. Оп! И ручка... оторвалась. Думаю, все, нужно садиться на днище и переднюю стойку. Но секунд через 8-10 -- хлоп-хлоп! и вышли основные шасси...

Как-то при испытаниях МиГ-25 оторвался кусок самолета. После взлета -- сильная тряска секунды полторы. Отлетал программу. Сажусь. Нажимаю кнопку тормозного парашюта. Он не выходит. Приземляюсь так. Стараюсь не выехать за полосу. Смотрю -- народ проводит мой самолет круглыми глазами. Оказывается, между двумя килями сзади оторван кусок самолета вместе с парашютным контейнером... Бывало такое: разговариваешь с напарником по рации. Через пятнадцать минут его уже нет в живых.

О ЛИЧНОМ

-- Леонид Константинович, вы сентиментальный человек?

-- Да. Думаю, что человек иногда должен воспринимать действительность с теми эмоциями, которые вызывают в душе сочувствие и сопереживание. Когда видишь из космоса земную красоту, становишься добрей. Потом после полета начинаешь бережно относиться к каждому листику. Я уже не представляю, как можно ходить на охоту ради удовольствия убивать.

-- Ваша жена переживала, когда вы летели в космос?

-- Конечно, переживала. В этом плане Вере здорово со мной не повезло. Я долгое время работал летчиком-испытателем. Жена была готова ко всему, но нервы ведь не железные... Кстати, у американцев родственники обязательно присутствуют при запуске космического корабля. Рядом с ними -- люди, которые должны утешить их в случае... смерти астронавта.

-- У вас есть какие-то увлечения?

-- Спорт. Бегаю три--четыре раза в неделю на длинные дистанции по 10 км. Жена тоже занимается спортом в зале с сыном.

-- Сколько лет сыну?

-- Младшему Дмитрию -- 17. А старших у меня два. Один -- от моего первого брака, второй -- от первого брака жены. Им по 27 лет.

-- Чем занимаются сыновья?

-- Старший закончил военное инженерно-авиационное училище. Живет в Звездном городке. Младший учится в 11 классе.

-- Не думает идти по стопам отца?

-- Нет. Это наше поколение было очаровано началом космической эры. Сейчас молодежь прагматична, хочет хорошо жить... На Земле...