1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №52 (1100) за 06.03.2002

КОГДА ДИМКУ ОТПРАВИЛИ В "ФОНТАНКУ", БАНДИТЫ ПОПЫТАЛИСЬ ЕГО ВЫКРАСТЬ

"Помогите! -- в телефонной трубке послышались рыдания. -- Мой сын уходит из дому, ворует, нас с отцом ни во что не ставит. Что мне с ним делать?.. " Многие родители "трудных" детей спрашивают, кто им может помочь с перевоспитанием ребенка, пока он не совершил серьезное преступление, за которое будут судить. Корреспондент "Сегодня" побывала в единственной в Украине спецшколе социальной реабилитации, в народе именуемой "Фонтанка", куда не поддающихся воспитанию подростков принимают по просьбе родителей наряду с детьми, осужденными к ограничению свободы. Теоретически школа нарушает конвенцию ООН о правах ребенка, а практически -- решает проблему детей "зоны риска".

Тринадцатилетнего Игоря Возного я застала на пропускной вахте спецшколы. Невысокий мальчонка с добрыми глазами сидел возле бабушки-сторожа -- он был в этот день дежурным.

-- В школе я учусь полгода, -- рассказывает паренек. -- Теперь вот мамка приехала забрать меня на каникулы домой в Измаил.

-- Почему здесь оказался? -- спрашиваю у Игорька, который совсем не похож на уличного беспризорника.

-- Мама и отправила. Я школу тогда прогуливал, за полгода ни на одном уроке не был. Чем занимался? В компании нас было пять человек, мы... воровали, -- Игорь опускает глаза. -- Мне стыдно об этом рассказывать... Деньги тратили на сигареты и сладости.

Сейчас он учится без троек, даже стипендию -- 20 гривен -- получил в награду. Говорит, что отдаст деньги маме. В спортзал ходит, баскетбол полюбил. Галина Борисовна (мама Игоря) жалуется, что они с отцом очень скучают о сыне, но выбора у родителей не было -- мальчик никого, кроме своих сомнительных друзей, не слушал. А в школе социальной реабилитации стал прямо на глазах меняться.

-- У меня есть младшая сестричка. Когда вернусь домой, буду ее защищать от хулиганов, -- гордится Игорешка.

МАЛОЛЕТНИЙ УБИЙЦА СОЧИНЯЕТ СТИХИ

Фонтанской режимной школе -- 36 лет. Здесь живут и учатся ребята из двух социальных групп -- осужденные и несудимые. По словам директора Вячеслава Баранова, в начале эксперимента руководство спецшколы часто упрекали, дескать, нельзя, чтобы такие дети были вместе. Но давайте смотреть на происходящее объективно: зачастую подростки, познавшие все прелести городских подворотен, но при этом не прошедшие "чистилище" судов, имеют больший криминальный опыт, чем пацаны, осужденные за то, что украли с голодухи съестные припасы на 52 гривни.

Сейчас в "Фонтанке" 127 детей, из них всего 14 попали сюда по решению суда (в основном за кражи). Несколько лет назад в школу направили 11-летнего мальчика, осужденного на три года за убийство. Киевлянин Валера с двумя друзьями поднялся на крышу одной из столичных девятиэтажек. Там он заставлял товарищей бросаться вниз. Одному из парнишек удалось сбежать, а второго Валера столкнул...

-- Мы никогда не напоминаем детям об их прошлом, не хотим, чтобы и в будущем тоже было плохо, -- объясняет Вячеслав Викторович. -- Но Валеру привезли из Киевского приемника вместе с другими детьми, которые знали о том, что он совершил, и рассказали о преступлении другим ребятам. Естественно, это осложнило ситуацию: дети со всех сторон кричали ему вслед: "Убийцу привезли, убийцу!" После этого он держался особняком. У Валеры очень высокий интеллект, я бы даже сказал, что он -- творческая личность: парень стал писать стихи, их печатали в региональной газете интернатных учреждений Одесской области.

Валере не повезло с родителями: матери сын абсолютно не был нужен, а отца он вообще никогда не видел. На момент совершения преступления жил у своей бабушки. Его мамаша ударилась в бега, а до отъезда из Киева занималась "обчищением" снятых вместе со своим сожителем квартир. Как видите, криминальный пример был у парня перед глазами с самого детства.

-- В прошлом году Валерка приезжал к нам в гости. Рассказал, что устроился в столице на временную работу, -- продолжает рассказ директор. -- Откровенно говоря, я тогда подумал, что он что-то натворил и приехал в школу пересидеть шумиху, но в Киеве меня успокоили, мол, пока ведет себя хорошо. Я верю: школа изменила парня в положительную сторону!

Учеба в "Фонтанке" проходит по Госстандарту, дополнительно к этому введены несколько предметов: с 3-го класса читаются основы законодательства Украины, основы этики и этикета, быт и экономика семьи. Последние из перечисленных предметов просто необходимы для детей, которые абсолютно не знают, как включать газовую плиту, как посмотреть, сколько набежало на электросчетчике, сколько стоит картошка. Помимо учебы дети работают на полях -- собирают для себя урожай. Раньше занимались производством ящиков, но сейчас, из-за общего развала системы, таких заказов нет.

-- Недавно нас перевели на финансирование Минобразования, и я надеюсь, что теперь денег будет хватать не только на теоретические, но и на практические занятия, -- говорит Вячеслав Викторович. -- Хотелось бы, чтобы дети учились самостоятельно готовить еду, накрывать на стол и т.д. Необходимо одомашнить школьные условия, потому что вытащенные из подвальных труб и снятые с чердаков подростки просто не готовы жить в семье, в нормальном обществе. Это -- дети-"маугли", живущие по недетским законам криминального мира. Мы проводили среди них опрос, к кому они больше привязаны, кого уважают. На каком месте, вы думаете, находились родители? -- На пятом! На втором месте -- сестричка (братик), на третьем -- бабушка (дедушка), на четвертом -- другие родственники. А почетное первое место у всех опрошенных "маугли" занимали друзья, конечно же, из их дворовых банд.

Фонтанских детей проверял нарколог. В серьезном лечении нуждались только двое: один -- врожденный алкоголик, второй -- наркоман "в системе". А у остальных не было физической зависимости, большую роль играл социальный фактор -- просто в их беспризорной среде это делать престижно. Но в школу невозможно пронести ни бутылку, ни клей, поэтому негативное влияние компании пропадает автоматически. Кроме того, на территории школы не разрешено курение, даже персоналу и приехавшим на свидание родителям (хотят "подымить" -- пусть отходят далеко за пределы школы).

ЦЕННОСТЬ "ФОНТАНКИ" -- РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Только треть фонтанских подростков -- социальные сироты, родители которых пьяницы или осужденные. Такие дети попадают в спецшколу по заявлению интерната или по решению суда. Но большую часть ребят в школу социальной реабилитации отправляют... родители! Все они -- приличные люди, которые осознают всю опасность сложившейся в их семье ситуации и не собираются ждать, пока ребенок превратится в настоящего преступника, за что его осудят и отправят на исправление. Ценность опыта "Фонтанки" заключается именно в ранней профилактике противоправного поведения и реабилитации детей "группы риска". Ведь, по статистике, 50 процентов "трудных" детей сбегают из дому еще в первом классе, начинают заниматься бродяжничеством и воровством.

-- Я считаю, что в нашей стране просто ослаблен институт семьи. Есть родители, у которых не хватает на ребенка времени, а в других семьях ребенок просто веревки вьет из "предков". Кроме этого, проблема существует и со стороны закона. Во-первых, до сих пор не созданы специальные суды для несовершеннолетних. Во-вторых, чаще всего провинившихся отдают на поруки родителям. Но это же нонсенс, если сами родители жалуются, что не справляются со своим отпрыском. И только один пункт закона предполагает отправить "трудного" ребенка в школу социальной реабилитации, -- вздыхает Вячеслав Викторович. -- Вообще, многие считают подобные учреждения тюрьмами. Однако в своей деятельности мы руководствуемся только законом "Об образовании". Когда детей против их воли сажают за парты -- это никак нельзя назвать тюрьмой!

"Фонтанка" -- это не лишение воли, а принудительные меры воспитательного характера. Пока ребенок несовершеннолетний, его родители могут выбирать тип учреждения, в которое направить своего отпрыска. В парламенте сейчас находится дополнение к закону об открытии учреждений типа Фонтанской школы социальной реабилитации. Эксперимент имеет локальный характер, то есть по заявлению родителей в школу могут принять только детей из Одесской области. Кое-какие наработки есть в Черкасской и Николаевской областях, в Кривом Роге и Измаиле, но пока администрации специализированных школ боятся идти на подобный смелый шаг. А когда-то экспериментаторам из "Фонтанки" ставили в укор нарушение Конвенции ООН о правах ребенка.

-- О каких правах можно говорить, если дети находятся под влиянием криминальных элементов! -- возмущенно восклицает Вячеслав Баранов. -- Подумайте, какие могут быть права, когда ребенок, голодный и нищий, сидит в притоне. Его права тут -- в школе, где он получает образование, хочет того или нет.

Иногда в "Фонтанку" привозят детей, которые не могут ни слова без мата сказать, учиться беспризорники не хотят, потому что и без знаний имеют столько денег (особенно попрошайки), что вам с нами и не снилось. Самая страшная категория -- это профессиональные нищие, у которых желание работать начисто отсутствует. Все эти программы "дети улиц" не дают никаких результатов. Да и нерадивые родители поощряют выпрашивание денег у сочувствующих граждан, мол, пойди принеси бутылку водки, а то убью... Для того чтобы достучаться до сознания таких ребят, необходимо переломить вредную привычку.

В спецшколе эффективно используют условные рефлексы детей. Ученикам-хорошистам платят стипендии. На территории школы действуют собственные школьные деньги -- "фонтанчики" -- с портретом директора на купюрах. Кстати, идею школьных денег предложили сами дети. Правила таковы: кто делает больше хороших дел, тот получает больше денег, на которые можно купить кучу всяких вкусностей или игрушек на школьной ярмарке. Процесс отказа от вредных привычек и плохих мыслей происходит на уровне подсознания ребенка, поэтому перелом происходит менее болезненно. Одно дело, когда ребенок не хочет быть хорошим, другое -- незаметно, в играх, превращать его в Человека. А когда подсознательный уровень пройден, начинает подключаться сознание, и детям втолковывают, что, выйдя из школьных стен, они не будут получать деньги за хорошее поведение.

МАЛОЛЕТНИЙ КОРМИЛЕЦ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ БАНДИТОВ

-- Как-то у нас был мальчик -- настоящий криминальный талант, вор, каких еще поискать надо, -- вспоминает Вячеслав Баранов. -- На краденые деньги этого малолетнего воришки целая шайка взрослых преступников снимала в Одессе квартиры, арендовала машины, на которых бандюки выезжали "на дело", а главарь банды одевал в роскошные наряды свою сожительницу. Как он воровал? Ходил со взрослым подельником на "7-й километр" -- знаменитый одесский рынок. Когда взрослый бандюган "грузил" продавщицу вопросами о товаре, пацан чистил ее карманы. А если вдруг она замечала, то подходил другой взрослый, давал ему по шее и уводил якобы в милицию (понятно, что он был из той же банды). Когда я спросил у парня, дескать, а ты что с этого имел, он ответил: "Давали деньги на дискотеку и игровые автоматы..."

Когда Димку направили к нам, бандиты попытались выкрасть своего кормильца. Я очень переживал, что эти мужики, а многие из них имели судимости, вообще захотят убить его из-за боязни, что мальчишка расскажет о прошлых преступлениях, за которые им светит "хороший" срок. Они пробрались ночью на территорию школы, но мы были к этому готовы, -- усмехается директор, -- поэтому урки убрались восвояси.

В былые времена за работу в подобном спецучреждении учителям платили высокую надбавку к зарплате, у дверей стояла очередь из желающих трудоустроиться. Сейчас же все абсолютно по-другому: учителя не хотят идти за эти копейки работать с "трудными" детьми, за которыми нужен глаз да глаз, им легче пойти в общеобразовательную школу... Многие из патриотов "Фонтанки" работают на голом энтузиазме. О любви персонала школы к своим подопечным, о силе их самоотдачи сложной профессии можно судить по одному факту: подростки не только не пытаются сбежать из спецшколы (что постоянно происходит в приемниках и интернатах), воспитанники просятся остаться здесь до момента получения ими паспортов.

-- Ну куда ты тут денешься?! Оставляем. Правда, с условием -- будете нашими помощниками, -- смеется Вячеслав Викторович. -- В наши дни детское мышление настолько перевернуто с ног на голову развитой цивилизацией, современные подростки намного хитрее и умнее, чем были мы в их возрасте, поэтому на терроре далеко не уедешь. Жесткий метод можно применить только один раз, а в остальном -- играть, шутить, вознаграждать.