Выпуск газеты Сегодня №55 (1103) за 12.03.2002
СЕРПОМ ПО... УРОЖАЮ-2002?
Интересное письмо пришло в редакцию от инженера-механика с 40-летним стажем Г.Ясинского из Одессы. Он доказывает, что страна может собирать хлеб, используя втрое меньше комбайнов, чем имеет. Притом сокращаются сроки уборки, расход "горючки", потери зерна. Детали мы опускаем, а идея такова: не гонять агрегаты по полю, а поставить парочку на меже и в прицепах размером с железнодорожный вагон подвозить к ним скошенный хлеб для обмолота. При этом г-н Ясинский ссылался на опыт Англии и Швеции, где, по его словам, подобное практикуют довольно успешно.
Увы, для специалистов из Минагрополитики идея оказалась не нова. Из их ответа нам явствовало, что еще в 80-х гг. прошлого века в ряде советских НИИ исследовали разные варианты страды "путем сбора биологической массы с поля и последующим ее обмолотом на стационарных пунктах и на краю поля -- так называемые кубанская, казахская, белорусская технологии, украинская "невейка". К сожалению, даже при высокой культуре земледелия и четкой организации процесса метод слишком зависит от капризов погоды. Скошенный влажный хлеб молотить нельзя. Скирдовать -- тоже: от испаряющейся влаги зерно и солома буквально через пару часов начинают "гореть" и перепревают. Комбайновая уборка гораздо надежнее. Это нам подтвердили и в Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины. Заметив, что альтернативный метод практикуют лишь в мелких хозяйствах Польши, используя недорогие молотилки. А что до потерь урожая, то, к примеру, у американских "Джон Диров" они на порядок ниже, чем у машин советского образца.
Выходит, как ни крути, без комбайна далеко не уедешь. И Кабмин в виде исключения разрешил аграриям закупить подешевке за рубежом около 1200 агрегатов старше 8 лет. Но эту идею Президент "зарубил" на корню. Мотив: пострадают производители отечественных комбайнов "Лан", "Херсонец-2000" и "Славутич". Спору нет, машины хорошие, но они никак не станут на поток. Причина банальна: деньги, которых нет в достаточном количестве ни у призводителей, ни у потенциальных покупателей -- аграриев.
ОАО "Херсонские комбайны" при соответствующих денежных вливаниях (50 млн. грн.) готово в ближайшее время выдать около 200 машин. Есть заводы такого профиля в Кировограде, Харькове, Днепропетровске. Но, по информации "аграрного" вице-премьера Леонида Козаченко, в этом году на увеличение производства сельхозтехники и развитие ее рынка запланировано всего 20 млн. грн. Понятно, что при таком финансировании за четыре месяца, оставшиеся до жатвы, выдать необходимые 1200 машин нереально. Что нам подтвердили и в Минпромполитики.
Логика подсказывает: все-таки стоит закупить хоть несколько сотен бэушного импорта. Иначе опять "гремя движком, сверкая блеском стали, пойдут комбайны в яростный поход". Только дойдут ли? И сколько зерна при этом потеряют?