1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №56 (1104) за 13.03.2002

НА КАЖДОЕ ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО НАЙДЕТСЯ СВОЙ "КУЛИБИН"

Исчезновение джипа Тойота "Лендкрузер" из гаражного кооператива на столичной улице Радунского можно было приписать не иначе как мистике. Судите сами: бокс под крутым замком, в десяти метрах от него -- будка охранника, а сама иномарка кроме заводского противоугонного устройства дополнительно была оборудована двумя электронными системами и одной механической. Тем не менее джип пропал, будто и не было его вовсе.

До Москвы, где воруют до 40 автомобилей в сутки, нам, слава Богу, еще далеко. В Киеве случается максимум три угона, а бывают и вовсе спокойные дни. Тем не менее только за прошлый год столичная милиция обезвредила около 20 групп, промышляющих кражами машин более-менее регулярно. Если в рейтинге криминальных промыслов безусловно лидирует наркомафия, то за вторые-третьи места преступный автобизнес на равных сражается с теневой алкогольной промышленностью и торговлей людьми. Недавнее разоблачение, о котором "Сегодня" кратко рассказывала на прошлой неделе, может послужить иллюстрацией тому, насколько профессионально рекруты уголовного мира подходят к заданной "проблеме".

-- Эту группировку мы отрабатывали несколько месяцев, -- рассказывает "Сегодня" заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУ МВД Украины в Киеве Алексей Руденко. -- Четверо киевлян, входившие в ее состав, не имели специального образования, зато по части знаний автотехники могли дать фору многим дипломированным специалистам. Как говорится, их бы энергию -- да в мирное русло. Только перспектива жить жизнью добропорядочных граждан меньше всего прельщала арестованных. Все четверо, а среди них двое братьев, ранее были судимы. 34-летний Г., которого условно можно считать главарем, дважды побывал в местах лишения свободы. На вопрос, почему опять взялся за старое, цинично ответил: "Нужны были деньги".

Очевидно, что речь шла об очень больших и очень легких деньгах, поскольку на малообеспеченных братки и в дальнем приближении не походили. Все разъезжали на престижных иномарках (не украденных, а честно купленных за "кровно заработанные"), жили в квартирах с евроремонтами, наряжали любимых женщин в меха и белье от кутюр. Следует полагать, жены были осведомлены о роде занятий мужей. Ведь они даже для виду не пытались прикрыться каким-либо легальным занятием, расхаживая в статусе безработных и не обременяя себя заполнением налоговых деклараций.

Под стать бытовым условиям было и техническое оснащение преступного бизнеса -- в этом и кроется секрет хоть недолгой, но блестящей карьеры криминального квартета. Алексей Алексеевич показал мне корявую пластиковую коробочку с приделанным к ней разъемом. Такую поленился бы поднять даже мальчишка, вечно набивающий карманы всякими детальками. Между тем цена этой штучки на международном черном рынке дотягивает до двух тысяч долларов!

Намертво залитая клеем (чтобы никто не раскрыл секрет "ноу-хау"), в коробочке содержится микросхема, способная нейтрализовать противоугонную систему автомобиля. Для каждой марки и модели она своя. Вот и прикиньте, сколько подобных "примочек" имели в своем распоряжении наши "герои", если специализировались на Ауди представительского класса "А 6" и "А 8", Фольксвагенах "Пассат" и "Бора", джипах Тойота "Лендкрузер". Кроме того, угонщики располагали новейшими сканерами и специальными приспособлениями для вскрытия механических замков. Этим и объясняется, почему преступников не удавалось задержать на горячем -- ни одна из навороченных иномарок даже не пикнула в опытных руках, не то что завыла "космическим" голосом.

Фирмы-изготовители не лукавят, расхваливая качество противоугонных систем. Просто реклама не обязана упоминать о том, что пока автовладельцы, раскошелившись на безопасность любимого авто, безмятежно спят, подпольные Кулибины изобретают "противоядие". В Украину такие устройства поступают из Польши и России, хотя не исключено, что получает развитие также отечественная смекалка.

Как видим, разгадка исчезновения джипа с улицы Радунского проста. Еще проще объясняется "слепота и глухота" сторожей в автокооперативах. По причине малой оплаты на эти ответственные посты заступают в основном люди преклонного возраста. Охрана осуществляется по старому армейскому принципу: солдат спит -- служба идет. Не мудрствуя лукаво, угонщики ночью перемахивали через забор, без шума и пыли справлялись с замком бокса и укрощали иномарку, за которой прежде было организовано визуальное наблюдение. Утром, когда из гаражей один за одним выезжали автомобили, воры на "своей" уже машине втирались в общий поток.

-- Разоблачить и задержать четырех подозреваемых удалось благодаря оперативной информации, -- рассказал первый заместитель начальника столичного милицейского главка Вячеслав Корейба. -- Пожалуй, это была самая профессиональная группировка угонщиков из тех, что активно действовали в Киеве за последние полтора года. Но "свято место", к сожалению, не бывает пусто. В преступный промысел вовлекаются новые люди. Некоторые полагают, что совершат один-два успешных эпизода и бросят рисковое дело. Только это опасное заблуждение -- деньги втягивают человека, как наркотик. И все заканчивается решеткой.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

В новом Уголовном кодексе, в отличие от старого, нет различия между угоном и похищением автомобиля. Украли ли вы чужой автомобиль с целью продажи или "взяли покатать" с пьяной головы, ваши действия подпадают под одну статью -- 289: "Незаконное завладение транспортным средством". Часть 2-я этой статьи предполагает, что за подобное деяние, совершенное по предварительному сговору группой лиц либо повторно, либо с проникновением в помещение и так далее, грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.


Что касается судьбы ворованных автомобилей, то это совсем другая история, которая сейчас начинается раскручиваться. В цепочке преступного бизнеса четверо арестованных выполняли только первую, сугубо воровскую, функцию. Далее в дело вступали иные группы лиц. Пока машина отстаивалась в арендованном боксе (кстати, сознают ли люди, что делают, сдавая гаражи кому попало?), одни фабриковали документы и номера, другие готовились к переправке через границу. Как гласит предварительная информация, похищенные иномарки (за исключением последней изъятой Ауди) были проданы в страны СНГ. Даже если их там разыщут, владельцам будет очень проблематично вернуть свои авто назад.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР, стало известно, на счету столичной милиции еще одно громкое задержание. Сотрудники угрозыска Голосеевского райуправления милиции задержали троих "гастролеров", вот уже полтора месяца грабивших таксистов и частных извозчиков. Двое из задержанных автограбителей были из Донецкой области, а их подельник -- из Черниговской. При обыске у них изъяли самодельный пистолет, приспособленный для стрельбы "макаровскими" патронами.