1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №57 (1105) за 14.03.2002

КАРЛА I КАЗНИЛ ПАЛАЧ В ЖЕНСКОМ ПЛАТЬЕ

Революции в Риме, Англии, Швеции, Португалии, Франции... Каждая из них являла миру своих героев и своих жертв. Победители сменяли на эшафотах побежденных. Говорят, время все рассудит, все расставит на свои места. Но проходят века, а истина не всегда дается в руки. Когда-то юный правитель спросил у мудреца: что мне не надо делать в моей стране? Мудрец ответил: если хочешь из страны сделать сумасшедший дом, то разрушь старый уклад, который создавался веками, и построй свой, какой тебе нравится...

 Кромвель -- Карлу первому:
-- Сир, вы приговорены к смерти. Казнь завтра на рассвете.
-- И каким образом я умру?
-- Вам отрубят голову.
-- Кто же этот смельчак, который согласился отрубить голову английскому королю? Вам удалось найти такого человека?
-- Да, и притом без особого труда. Это один мой приятель -- мясник из Ноттингема.
-- Мясники теперь рубят головы королям -- это ли не позор нации. Бедная Англия!.. Когда французы дойдут до подобной низости, они, по крайней мере, изобретут гильотину...

Фома Топорищев (Моралист) "Апокрифические истории"

СТОЯ НА ЭШАФОТЕ, КАРЛ ОБЪЯСНЯЛ, ПОЧЕМУ НАРОД НЕ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ

25 января 1649 года Верховный суд Британии осудил своего короля Карла I на смерть как тирана, государственного преступника, убийцу и врага отечества. Когда приговор суда был зачитан, Карл, увидев на столе раскрытый меч, сказал: "Я не боюсь этого меча, ибо Божие правосудие выше его!"

"Он прошел через пиршественную залу, -- описывает один из историков смертный час короля, -- где стояли солдаты в два ряда с каждой стороны. Толпа мужчин и женщин потеснилась туда и стояла неподвижно за солдатами, молясь за короля. В конце зала накануне был пробит в стене выход к эшафоту, обитому черным сукном, два человека в матросском платье, с масками на лицах стояли у топора". Король вышел, гордо подняв голову и осматриваясь по сторонам; он искал глазами народ, чтобы обратиться к нему с прощальной речью, но куда только ни проникал взор, везде стояло войско. Тогда он обратился к епископу Джаксону и Томлисону с короткой речью, которая, конечно, была рассчитана не только на этих двух слушателей. Стоя на эшафоте, Карл объяснял, почему народ не должен участвовать в управлении государством.

Закончив говорить, король спокойно подобрал волосы под шапочку и, прочитав краткую молитву, положил голову под секиру. Голова упала с одного удара. Палач схватил ее за волосы и поднял вверх, показывая народу. По толпе, стоявшей за оцеплением, пронесся глубокий и глухой стон. Прорвав линию оцепления, многие бросились во дворец к подножию эшафота, чтобы омочить платки в крови короля. Прибывшая для подкрепления конница медленно оттесняла толпу. Когда около эшафота никого не осталось, тело казненного монарха подняли и уложили в гроб. Похоронили короля за счет нижней палаты парламента в Виндзорском дворце, в капелле Святого Георгия. Обошлось это народу Англии ровно в 500 фунтов. Вскоре после реставрации (монархии) Стюартов по постановлению верноподданнического парламента 30 января 1661 года, в день казни Карла I, прах Кромвеля был извлечен из могилы, и после варварской процедуры "повешения цареубийцы" от трупа отсекли голову, туловище было зарыто в яме, выкопанной под виселицей, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца "на обозрение".

ТАЙНА "КАРАЮЩЕГО НАРОДНОГО МЕЧА"

По мнению историка-любителя Джона Харрисона, ему удалось раскрыть тайну палача британского монарха Карла I. Харрисон утверждает, что человек, выполнивший функцию "карающего народного меча" -- был переодетый в женщину подполковник Джордж Джойс из Лечестершира. По мнению историка, Джойсу пришлось переодеться женщиной и назваться Джейн только потому, что он опасался расправы со стороны роялистов. Однако провидение распорядилось иначе: и в 1674 году ему все же перерезали горло.

По словам Харрисона, он нашел неопровержимые свидетельства в защиту своей теории, сообщает Leicester Mercury. К числу улик относится запись, сделанная в одной из приходских книг графства, где прямо говорится, что Джойс переодевался и выдавал себя за женщину по имени Джейн. Кроме того, палачом короля подполковника Джойса называл и один из приближенных Оливера Кромвеля, который также упоминал о том, что роялисты мечтали об отмщении за смерть Карла I.

Джон Коффи с исторического факультета Лечестерского университета отмечает, что, без сомнения, будет интересно посмотреть бумаги и свидетельства, которые использует Харрисон для подкрепления своей теории, однако сейчас узнать истинное имя палача британского монарха, это все равно, что найти Джека Потрошителя.

Коффи также отмечает, что прежде существовало множество теорий о личности палача, переодетого женщиной. Кстати, этот факт ни тогда, ни сейчас ни у кого не вызывал сомнений -- все очевидцы казни утверждали, что палач явно был мужчиной, одетым женщиной. Официально дольше всего продержалась теория о том, что топор над головой монарха в далеком XVII веке занес иезуит, который на самом деле был тайным антикатоликом.

ЛЮДОВИК XVI: "Я УМИРАЮ НЕВИНОВНЫМ..."

На площади Людовика Пятнадцатого в Париже казнили Людовика Шестнадцатого. Это можно было бы назвать иронией судьбы, если бы в дело судьбы не вмешалась Французская революция. Революция казнила короля и переименовала площадь короля в площадь Революции, чтобы потом казнить на ней революционеров. Сколько крови пролилось! Тридцать лет парижская площадь носила имя короля, затем три года имя революции, а потом ее назвали площадью Согласия. Революцией вечно быть нельзя, три года -- еще куда ни шло, а там выбирай: либо назад, к королям, либо вперед, к согласию. Революция, которая не приходит к согласию, обрекает государство на бесконечную бессмысленную борьбу.

Царствование Людовика ХVI прервала Великая французская революция. Он пытался бежать из страны, но в Варенне был опознан, возвращен в Париж и судим. 16 января 1793 года Национальный Конвент начал поименное голосование по трем вопросам: "Виновен ли Людовик ХVI?" ("да" -- 683 человека, то есть подавляющее большинство), "Следует ли любое принятое решение передавать на обсуждение народа?" ("нет" -- большинством голосов), "Какого наказания заслуживает Людовик XVI?" (за смертную казнь без всяких условий проголосовали 387 человек, за смертную казнь условно или тюремное заключение 334 человека). Таким образом, большинством в 53 голоса король был приговорен к смертной казни. Конвент постановил гильотинировать короля в течение 24 часов.

Среди жуткой тишины карета подъехала к площади Революции. Вокруг эшафота было отгорожено большое пространство, которое охраняли пушки, направленные дулами в толпу. Впрочем, толпа тоже была вооружена. Ступени эшафота были очень круты, и королю пришлось опереться о плечо священника. Палачи подступили к Людовику, чтобы снять с него одежду, но король, оттолкнув их, сам снял коричневый камзол, оставшись в белом фланелевом жилете, серых панталонах и белых чулках. Самообладание короля привело было палачей в смущение, но скоро они опомнились и снова окружили Людовика. Главный палач Сансон попытался связать руки королю. Сопротивляясь, осужденный закричал: "Французы, я умираю невиновным в преступлениях, в которых меня обвиняют; говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. Я прощаю своих врагов и молю Бога, чтобы Франция..." Это были последние слова короля. Командовавший казнью генерал Сантер на белом коне выскочил вперед. Он яростно прокричал приказ, и рота ударила в барабаны. Короля не стало слышно. Палачи схватили Людовика, чтобы привязать к доске. Сопротивляясь, король выказал недюжинную силу, однако палачей было шестеро, и борьба быстро закончилась. Доска с Людовиком приняла горизонтальное положение. Раздался роковой удар ножа гильотины. Дикий крик толпы потряс площадь: "Да здравствует Республика!" Один из палачей, по виду почти мальчик, схватив отрезанную голову, чтобы показать ее толпе. Было 9 часов 10 минут утра 21 января 1793 года.

ПРОШЛОЕ В ЗОЛОТОМ МЕДАЛЬОНЕ

Недавно более чем за 30 тыс. франков (около 6 тыс. долларов) была продана на аукционе в городе Фонтанил (север Франции) прядь волос Людовика ХVI. Эта реликвия, хранившаяся более двух веков в семье из Гренобля, которая пожелала остаться анонимной, была куплена "неким нынешним сторонником французской монархии". Прядь волос французского короля, заключенная в золотой медальон, передавалась в этой семье из поколения в поколение, пока из-за финансовых трудностей не была выставлена на торги. На золотом медальоне сохранилась надпись, которая свидетельствует о том, что самый первый обладатель реликвии, Франсуа Перу, будучи участником Великой французской революции на стороне восставшего народа, служил в роте барабанщиков, под удары которых был зачитан смертный приговор и казнен французский король. После того, как Людовик ХVI был обезглавлен, палач бросил в толпу его обрезанные волосы, одна прядь из которых и досталась Франсуа Перу, который и поместил их в специальный золотой медальон.

"РАСПУТНИЦА ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ ОСТАЛАСЬ ДЕРЗКОЙ И ОТВАЖНОЙ..."

Она была осуждена на смерть через девять месяцев после казни короля. Суд был скорым и решительным. Обвинительный акт королева Мария Антуанетта получила в ночь на 14 октября, а утром следующего дня уже стояла перед судьями. Во время процесса она была спокойна и лишь иногда шевелила пальцами, как будто играя на клавесине. Двое суток допросов, судебных речей, грязных вопросов и негодующих ответов -- и вот 16 октября 1793 года в 4 часа утра судьи выносят смертный приговор. Вопрос к осужденной: -- Хотите ли вы что-нибудь сказать? Мария Антуанетта отрицательно покачала головой. Откладывать исполнение приговора не стали.

Во всех секциях Парижа забили барабаны, стали собираться войска -- 30 тысяч кавалеристов и пехотинцев. На мостах, в скверах и на всем протяжении от здания суда до площади Революции поставили пушки. В десять часов утра началось вооруженное патрулирование Парижа, а в одиннадцать телега с Марией Антуанеттой прибыла к месту казни. Здесь уже собралась огромная толпа, ожидая бесплатного развлечения -- казни бывшей первой дамы Франции. Ее лицо было неподвижно, глаза смотрели вперед, но кажется, что она ничего не видит и ничего не слышит. Из-за рук, связанных сзади, тело ее напряжено, пестрота, шум, буйство улицы будто и не воспринимались ею. Плотно сжатые губы не дрожали, ужас близкого конца не лихорадил тело. Ее самообладание поразило даже ее врагов. Эбер в своем листке "Папаша Дюшен" на следующий день вынужден будет признать: "Впрочем, распутница до самой своей смерти осталась дерзкой и отважной..."

Внезапно в толпе возникло движение, на площади сразу же становится тихо. И в этой тишине слышны дикие крики, несущиеся с улицы Сент-Оноре; появился отряд кавалерии. Из-за угла крайнего дома выехала трагическая телега со связанной женщиной, некогда бывшей владычицей Франции. Позади нее с веревкой в одной руке и шляпой в другой стоял Сансон, палач, исполненный гордости от миссии, выполняемой им.

На громадной площади -- мертвая тишина, слышно было лишь тяжелое цоканье копыт, напишут ее современники. И скрип колес. Десятки тысяч только что непринужденно болтавших и смеявшихся, потрясены чувством ужаса, охватившего их при виде бледной связанной женщины, не замечающей никого из них. Телега останавливается у эшафота. Спокойно, без посторонней помощи, с "лицом еще более каменным, чем при выходе из тюрьмы", отклоняя любую помощь, поднимается королева по деревянным ступеням на эшафот. Поднимается так же легко в своих черных атласных туфлях на высоких каблуках по этим последним ступеням, как некогда -- по мраморной лестнице Версаля. Палачи хватают ее сзади, быстрый бросок на доску, голову под лезвие, молния падающего со свистом ножа, глухой удар -- и Сансон, схватив за волосы кровоточащую голову, высоко поднимает ее над площадью. Десятки тысяч людей, минуту назад затаивших в ужасе дыхание, сейчас в едином порыве, "словно избавившись от страшных колдовских чар, разражаются ликующим воплем". Крик толпы был тот же, что и при казни Людовика XVI: "Да здравствует Республика!"

"Робеспьер -- Дантону и Марату: Дела идут из рук вон! Надо кого-то казнить для острастки. Предлагаю кандидатуру Дантона. Кто за?

Дантон: Я против! Марат: Я воздержался. Робеспьер: Принято большинством голосов. Дантона казнили, а чуть позже по тому же сценарию казнили и Робеспьера. Когда голосовали за Марата, он опять воздержался, но был убит в ванне Шарлоттой Корде. Опыт Французской Революции свидетельствует, что воздержание -- самый приемлемый метод в революционных делах, но и он ничего не гарантирует. Причем, головы обычно отсекаются вместе с революционными идеалами". Моралист.