1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (1107) за 16.03.2002

КАК ТРОЦКОГО РАЗДАВИЛ НА КРЕЩАТИКЕ ЛОКОМОТИВ РЕВОЛЮЦИИ

В парадном хочется кричать: ка-ра-ул! Подъезд в листовках, почтовые ящики заполнены агитками, а дворники, злые как черти, обрывают с дверей и столбов макулатуру. Кошмар? Да, но проходящий. Не стоит воспринимать это как особую примету нашего времени. Социалистический Киев, особенно первых своих лет, мог дать фору в деле наглядной агитации любой современной предвыборной кампании.

Советским пропагандистам было проще. Они пришли в город уже основательно "прозондированный" идеологическими работниками всех двенадцати киевских правительств. Еще в дни Февральской революции, памятник Столыпину был сброшен с постамента.

Затем в 1918 году Центральная Рада опубликовала специальный приказ об уничтожении монументов, которые были поставлены российским правительством. В черный список попали памятники: Николаю І, Александру П, Искре и Кочубею, сбили промосковские надписи на памятнике Б. Хмельницкому, а также прежнюю символику -- гербы и знаки. Металл передали на отливку пушек и чеканку новых денег. Зачистка миновала памятники: св. Владимиру, графу Бобринскому, на время помиловали бронзового царя Александра П и двуглавого орла с креста Михайловского собора.

"Эстафету" подхватили большевики в 1919 году. Были снесены все орлы лишившиеся своих скипетров до этого. На улицах взвились красные знамена. За "своевременным вывешиванием" флагов строго следил домком. Милиция наладила бойкую торговлю этими "пролетарскими символами" -- тех, кто отказывался от покупки, "любезно просили" но, уже за двойную цену. После чего, под снос пошли все уцелевшие до этого "неблагонадежные монументы". Переименовали театры и взялись за названия улиц.

Когда снимать и переименовывать было нечего, подключились работники Пролеткульта. К первомайским праздникам на Софийской площади возвели архитектурно-фанерный комплекс -- арку-павильон "в честь побед Красной Армии" со звездой и обелиск Всеобучу, работы неизвестного плотника. Мимо деревянной трибуны, гордо дефилировали войска и "народные массы". На Караваевской площади, появилась колонна "Победы Октября" -- наспех сколоченный деревянный монумент, который после нескольких дождливых весен, превратился в рухлядь.

После фанеры началось бурное освоение гипсовой лепки. На Троицкой площади появился гипсовый Энгельс, Свердлов "поселился" на пересечении улиц Январского восстания и Московской, перед зданием оперы имени Либкнехта вырос бюст ему же, а в сквере Контрактовой площади, среди многолетнего бурьяна смело белела Роза Люксембург. Был еще Карл Маркс на Думской площади и даже Троцкий. Машина советской пропаганды заработала вовсю.

Да, фантазии у тогдашних идеологов было не занимать. В моду вошли театрализованные шествия, похожие на средневековые маскарады и прочую пышную пропагандистскую мишуру. Поначалу это было крайне любопытное зрелище. Чего только стоил слон из цирка, которого пустили по улицам с плакатом: "Я верю, что скоро и в моей стране Индии будет Октябрь". Или огромная ванна на колесах, где в ноябрьский холод плескались "комсомолки и спортсменки". Прям как в Рио-де-Жанейро. А еще толпы "ряженых", изображавших революционных матросиков с партизанами или парижских коммунаров с гладиаторами.

На Троицкой площади красные конники изображали фигуры на гигантский шахматной доске. По улицам, то и дело грохотали танки, пушки, чтобы силу армии увидел каждый. А на октябрьские праздники 1937 года по Крещатику пронесся паровоз "Иосиф Сталин", под колесами которого были раздавлены "подлые предатели народа -- Иудушка Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин, ставшие на пути локомотива революции". Чем не рекламная акция? Такое надолго запомнишь. Так, что не волнуйтесь -- все проходит.