1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №60 (1108) за 18.03.2002

НЕ ТОРОПИСЬ ПЛАТИТЬ ЗА СЕКС-УСЛУГИ

Выросшие в эпоху дефицита, о правах потребителя мы узнали лет десять назад. И сегодня защитники потребителей представляются многим контролерами, проверяющими гири на рынке.

ЧАЩЕ ЖАЛУЮТСЯ НА БОТИНКИ

Чаще всего граждане жалуются на некачественную обувь: мнимая "Италия" и "Франция" штампуется в Броварах, Одессе, Харькове -- такие "шузы" носятся максимум три недели. Бьют рекорды по числу претензий и детские игрушки -- 78% негодные. Много жалуются и на коммунальщиков: лифты не работают, электричество отключают, температура горячей воды и отопления не соответствует нормам. "Жители села, которым отрезали свет из-за того, что кто-то украл провод, не должны страдать, -- считает зампред Госстандарта Анатолий Воронков. -- Это проблемы облэнерго: пусть ставят сторожей хоть у каждого столба! Отключать воду, менять режим подачи ее в дома можно только по решению органа власти, а не предприятий, которым задолжали". Иногда порядка предоставления услуг вообще не существует (а значит, потребителю могут навязывать любые условия): это касается мобильных телефонов, кабельного телевидения...

А вот по поводу некачественных продуктов потребители жалуются все реже: не потому, что на рынках стало меньше фальсификатов -- просто люди смирились, не хотят портить нервы из-за 5-гривневой покупки.

Еще одна проблема -- монополисты. Например, телефонные компании вынуждают старушек платить за то, что те якобы наслаждались по телефону секс-услугами (хотя оператор обязан доказать, что звонил именно этот абонент).

В общем, защитники потребителей приучают нас к мысли, что судиться можно не только с продавцом, но и с медицинским учреждением, учебным заведением, жэком...

ДАЖЕ НА ПЯТНЕ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ

Защитники потребителей выиграли в суде за год 81 дело. Был случай, клиент менял запчасти к автомобилю: услуга стоила, как ему послышалось, 60 грн. На самом деле импортные детали и стоимость работы потянули 260 грн. А озадаченный кругленькой суммой человек отказался платить. И выиграл дело в суде: закон обязывает выписать квитанцию до предоставления услуг -- если бы клиент был уведомлен о стоимости, спора не возникло бы. А так предприниматели сами виноваты: надо было квитанцию выдавать.

Еще вариант: педагог киевской школы в канун 1 сентября приобрела в магазине платье. Обнова стоила 160 грн., но ей отдали за 100, так как вещь была с пятном. Через три дня сметливая покупатель принесла платье обратно в магазин, потребовав вернуть деньги: всю сумму, которая значилась на ценнике -- 160 грн. Продавцам оставалось кусать локти, что не оформили покупку со скидкой документально.

В случае с клиентом бензоколонки дело до суда не дошло. Он заправил Мерседес на АЗС некачественным бензином, и через несколько километров машина остановилась. Возмущенный водитель принес в управление потребзащиты канистру с негодной горючкой на экспертизу. По правилам, специалисты не могут исследовать товар, представленный потребителем (мало ли что можно в них добавить), -- инспектируют только те, что изъяли сами при проверке предприятия. Однако для проверки проштрафившегося объекта нужна официальная жалоба. Потребитель не поленился написать заявление, АЗС проверили и действительно обнаружили множество нарушений, в том числе и некачественный бензин. При повторной проверке недостатки повторились. Подкрепив претензии актами, потребитель готов был судиться. Но АЗС предпочла выплатить клиенту 27 тысяч гривен (стоимость автомобиля).