1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №68 (1116) за 27.03.2002

ТАЙНЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО БИЗНЕСА

В Верховной Раде депутаты часто говорят о деньгах. Когда рассчитываются в парламентском буфете, покупают картины, приобретают книжки или лекарство в тамошнем аптечном киоске... Но в разговорах отдельных народных избранников "фигурируют" и другие суммы. Ходят легенды, что они измеряются тысячами и даже сотнями тысяч долларов. Природа их появления в отдельных депутатских карманах держится в строжайшем секрете. Мы не утверждаем, что все деньги получены одним и тем же путем. Наоборот, верим, что парламентариев, зарабатывающих деньги не выходя из ВР, мало. Но...

Проводя собственное журналистское расследование, мы хотели, чтобы о так называемом "парламентском бизнесе" рассказал депутат, которого заподозрить в каких-то сомнительных сделках нельзя. Многие отказались. Возможно, эти депутаты (не будем с этической точки зрения называть их фамилии) знают намного больше и мы ошиблись в их непричастности к нижерасписанным схемам? Что ж, это их право. Тем не менее, "Сегодня" удалось узнать о происхождении некоторых "парламентских денег". Мы благодарны народному депутату Виктору Суслову, который, согласился хоть немного приоткрыть занавес...

-- Виктор Иванович, для начала хотелось бы поинтересоваться, откуда у вас информация о "торгах", которые ведутся в парламенте?

-- Сразу скажу, что не располагаю официальными "компрометирующими документами", которые бы все это подтверждали. Да их и быть не может! Поэтому я не буду называть в интервью конкретные фамилии и конкретные фракции. Я попытаюсь нарисовать вам, как вы и просили, общие схемы. Скажу так: об отдельных "сделках" в парламенте мне известно из кулуарных разговоров между парламентариями, из официальных заявлений депутатов и фракций на пленарных заседаниях Верховной Рады. Многое раскрывается в публичных выступлениях народных избранников. Надо все уметь это обобщить...

-- Начнем?

-- Начнем.

НА ЧТО ДЕНЬЖАТА? НА ВЫБОРЫ, ВЕСТИМО...

-- Итак, сейчас идет избирательная кампания. Кандидаты в депутаты вкладывают в нее большие деньги. Некоторые называют баснословные суммы, потраченные на ее проведение. Откуда деньжата и куда они идут?

-- Не так давно я был свидетелем, как банкиры обсуждали поручение одного лидера известного избирательного блока по созданию финансовой схемы возврата в Украину из офшорной зоны $40 млн. для финансирования избирательной кампании. Этот конкретный факт свидетельствует о том, что избирательная кампания действительно сопровождается вовлечением в оборот, в том числе и из-за границы, значительных объемов денежных средств.

Считается, что успешная избирательная кампания для бизнесмена (не политика) на мажоритарном округе может стоить от 300 тыс. до 1 млн. долларов. Примерно столько же стоит и "проходное" место в партийном списке.

На что тратятся деньги при ведении избирательной кампании в мажоритарном округе? Конечно, те деньги, которые идут на листовки, на ведение самой кампании -- это не такие большие суммы. Но практически всегда было известно, что определенную "дань" платят местным властям, начиная с главы райадминистрации и заканчивая начальником ЖЭКа. Именно потому значительная часть бизнесменов могла пройти в ВР, потому что в противовес голому безденежному ресурсу могли противопоставить конкретный подкуп должностных лиц, которые кивали якобы в поддержку представителей власти, но на самом деле работали на других людей.

Полностью мажоритарная схема выборов, существовавшая в Украине до 1998 года, не позволяла окрепнуть лидерам партий: выдвижение в округе кандидата от какой-то партии не давало ни политструктуре, ни ее руководству никакого дохода. Не случайно именно партийные лидеры стали самыми активными сторонниками введения пропорциональной системы выборов, то есть выборов по партийным спискам. Это открыло новый рынок "политического бизнеса" -- рынок торговли местами в партийных списках.

-- Но ведь о торговли местами в списках много говорят и сейчас...

-- А вы проанализируйте состав так называемой проходной части любого избирательного блока в Украине. И вы увидите, что там, где рейтинг достаточно высокий, бизнесмены появляются хоть и не в первой пятерке, но во втором десятке, это точно. Их вычислить легко: покупающие места в партийных списках никогда ничем себя не проявляли в политике, никогда не работали в той или иной партии. Их появление может быть объяснено только одним -- уплатой того самого миллиона долларов. А дальше -- сиди себе и жди мандат народного депутата на блюдечке с желто-голубой каемочкой.

-- Но ведь есть бизнесмены и в списках таких партий, которые вряд ли пройдут в парламент...

-- В списках "полупроходных" партий продажа мест начинается с 6--7 позиции, так как необходимо втиснуться в 4%-ный лимит. "Ставки" там, конечно, пониже, поскольку шансы пройти -- меньше. Не случайно многие известные депутаты действующего парламента на этих выборах не попали в проходную часть избирательных списков. Обычно это -- честные люди, которым нечем заплатить своим партийным лидерам.

-- Читатель может подумать, что партийные боссы забирают все деньги себе. Но они же оплачивают затраты на предвыборную кампанию?

-- По-разному бывает. Учета и контроля в столь деликатных делах быть не может. Однако интересующимся этой темой я бы рекомендовал совершить экскурсию по дачному кооперативу Верховной Рады в Конче Заспе, где находятся многоэтажные дворцы многих выдающихся борцов за права трудящихся. Причем как "правых", так и "левых".

Место в списке стало товаром. Поэтому многие из лидеров партий осуществляют какие-то маркетинговые действия, чтобы этот товар продать. Для этого партии, которые собираются торговать местами, обычно начинают свою рекламу задолго до официального начала избирательной кампании. Им нужно создать иллюзию, что их партия -- проходная. Только в этом случае можно собрать деньги, а будут ли они потрачены на саму кампанию -- проконтролировать это уже никто не сможет. Цель таких акций -- это не желание в дальнейшем заниматься законотворчеством, а собственно, бизнес. Человек, который ведает партийной кассой, как говорят, в этот период может заработать сумму, исчисляемую многими миллионами долларов. Наверное, другой вид столь рентабельного бизнеса в Украине сегодня не существует.

КАК "ОТБИВАЮТСЯ" ДЕНЬГИ

-- Если тратятся такие немалые деньги, значит, придя в парламент многие считают, что вернут их обратно...

-- Действительно, большая часть участников избирательно кампании рассчитывает, что расходы будут оправданны. Выражаясь языком "парламентских кулуаров", многие депутаты говорят, что должны будут "отбить" свои расходы...

-- С чего это все начинается?

-- Схема "отбивания" зависит от того, как в парламенте распределяются должности. От главы ВР и двух его заместителей зависит формирование повестки дня, то есть то, какие законопроекты и в каком порядке будут поставлены на голосование. Вот почему борьба за эти посты настолько жесткая. Лоббистские группировки заинтересованы посадить в эти кресла своих людей. Я напомню, что по итогам спикериады 1998 года ВР проголосовала за решение о создании временной следственной комиссии по спикериаде. Не было секретом, что бюллетени продавались, а за поддержку того или иного кандидата платили по 10 тыс. долларов. Тогда о текущих ценах на чистые бюллетени, а также о суммах, выделенных на "проталкивание" некоторых кандидатов в спикеры, депутаты информировались прямо с парламентской трибуны.

Очень многое зависит от дележа комитетов. Выше всего котируется бюджетный комитет -- комитет, который принимает решения, как поделить и на что направить государственные средства. Это самый "хлебный" комитет. Высоко ценятся комитеты по финансам и банковской деятельности, экономической политике, контрольная комиссия по приватизации. Т.е. те, где готовятся законопроекты, регулирующие финансовые потоки. Комитеты, в которые никто не хочет идти -- это комитеты по социальной политике, по делам пенсионеров и инвалидов, по здравоохранению. Там ответственность большая, работы много, а так называемый "экономический эффект" от такой работы -- минимален. Доходит до того, что такие комитеты не укомплектованы. Часть депутатов назначалась туда помимо их воли.

Конкретные назначения как глав комитетов, так и их замов -- это политический и бизнесторг. Крупные бизнесовые группировки (которые "держат" своих депутатов в ВР) платят конкурентам, ведут переговоры, предлагают материальные компенсации с тем, чтобы протолкнуть своего человека на должность главы комитета или его заместителя.

Что же касается собственно "отбивания" денег, затраченных на покупку депутатского мандата, то для таких депутатов главные доходы идут не от голосований, а от возможности, например, договориться с правительством о приватизации доходного объекта, получить какой-то "свечной" заводик в управление, вытянуть за бесценок материальные ценности из госрезерва, пролоббировать использование бюджетных средств для реализации своих коммерческих программ, получить крупный госзаказ, "выбить" льготный кредит, получить налоговые льготы или право безналогового импорта товаров и т.д.

О ЛОББИ И ГОЛОСОВАНИЯХ

-- А когда все руководящие должности раскуплены или проданы?

-- Как вы знаете, каждый депутат -- субъект законодательной инициативы. Да, значительная часть законопроектов принимается без воздействия каких-либо бизнес-интересов. Иногда это делается под давлением Президента или правительства. Иногда -- из патриотических побуждений.

В тех же случаях, когда законы -- откровенно лоббистские, тогда, конечно, в стенах ВР начинают крутиться крупные деньги. К примеру, принимались законы, устанавливающие особенный порядок приватизации некоторых наиболее доходных объектов государственной собственности. Если "вбрасывается" такой законопроект на голосование, легко вычисляется, какая группировка заинтересована в нем. Потому что ее представители, даже если находятся за пределами парламента, вступают в переговоры с лидерами фракций, на поддержку которых могут рассчитывать. И платят за голоса.

Кстати, о таких фактах неоднократно говорили с трибуны ВР. В частности, недавно, когда обсуждался закон о запрете производства нелицензионных компакт-дисков, депутат Журавский заявил, что ему предлагали 15 тыс. долларов за то, чтобы он не голосовал за этот законопроект. Тогда заявление прозвучало -- и повисло в воздухе. Естественно, при таких ценах за "блокирование" проектов закон не был проголосован.

Безусловно, далеко не все депутаты голосуют за деньги. Но многие из парламентариев часто становится заложниками ситуации: если голосуешь "за" -- невольно поддерживаешь одну лоббистскую группировку, если "против" или не голосуешь вообще -- другую. С учетом этих особенностей истинные масштабы коррупции, которая имеет место, трудно оценить.

КАДРЫ РЕШАЮТ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ

-- А как обстоят дела при принятии Верховной Радой кадровых решений?

-- Отошли в прошлое времена, когда за кандидата на высокую государственную должность голосовали, принимая во внимание только его моральные и деловые качества. За конкретного кандидата голосуют, если он сумел провести переговоры с лидерами фракций, которые будут голосовать за него, и взял на себя определенные обязательства. Назначение премьер-министра в Украине -- это, как правило, предмет наивысшего торга.

Обычными предметами торга являются не только финансовые вопросы, но и должностные назначения. Это тоже одна из особенностей политического бизнеса. Очень часто фракции выдвигают требования к кандидату -- назначения своих людей либо министрами, либо руководителями каких-то подразделений министерств или ведомств.

-- А как вообще происходит расчет при "платных" голосованиях?

-- Мне, например, говорили, что если речь не идет о больших суммах, то по-прежнему могут приносить деньги в коробках из под ксерокса по известному российскому образцу. Если большие суммы, то, вероятно, перечисления производятся с одного счета за границей (обычно в офшорных зонах) на другой счет, либо перемещением пакета ценных бумаг или права на владение ими в иностранных банках. Образно говоря, расчет проводится ключом от тумбочки, в которой деньги лежат.

Спрос на деликатные финансовые услуги порождает и предложение. Развивается "особый вид бизнеса" для элиты -- открытие офшорных фирм и счетов в офшорных банках, проведение трансакций, обналичивание при необходимости валютных средств через украинские банки. На этом специализируются отдельные помощники некоторых народных депутатов.

Сегодня дико выглядят действия, например, лидера фракции "Громада" Павла Лазаренко, который три года назад, запасшись панамским паспортом и сумкой для банкнот, пробирался в Швейцарию, чтобы снять деньги с одного из своих загрансчетов. После этого авторитет Украины в глазах коррупционеров всего мира резко упал. Многие спрашивали: "И такой человек у вас был премьер-министром?"

-- Лоббируют интересы только так называемые "буржуазные фракции"?

-- Я вспоминаю слова народного депутата Вадима Гетьмана, убитого в 1998 году, моего заместителя в комитете по финансам. Он сказал так: "У нас нет правых и левых политиков. Есть политики, которые играют по правому краю, есть, которые играют по левому краю", намекая на то, что последние имеют не меньше материальных интересов, чем первые.

-- Ранее вы говорили о "маркетинговых действиях". С какими бизнесовыми ухищрениями вы сталкивались в парламенте?

-- Те, кто внимательно следит за работой ВР, могли заметить еще одну специфическую форму. Она связана с силовым "доением" клиента. Как известно, у депутатов -- статус неприкосновенности. Они имеют право делать с трибуны любые заявление. Некоторые выступают с требованием отставки тех или иных должностных лиц, иногда предоставляют факты коррупции чиновников. Это делается для "возбуждения" того, кто попал в поле их зрения, под пресс. Такие действия наталкивают на проведение переговоров. Нередко предлагают откупиться от вцепившегося депутата или фракции, тем самым гасят скандал. Есть определенные люди и фракции, которые на этом специализируются.

-- Очень много легенд ходит о том, сколько платят депутатом за "предательство" -- то есть, переход из одной фракции в другую...

-- Вопреки распространенному мнению, переходы стоят на одном из последних мест "политического бизнеса". В большинстве случаев в основе переходов лежат не финансовые мотивы, а конфликты внутри фракции. Хотя лидеры фракций, которые хотят себя усилить и нарастить численность, могут предлагать представителям других фракций перейти к ним за деньги, особенно когда фракция находится на грани распада. Лично мне таких предложений не поступало. Но один народный депутат -- из Компартии -- как-то публично объявил о том, что за переход в одну из "олигархических" фракций ему предлагали 30 тыс. долларов.

-- Мы наблюдали, что нередко лидеры фракций начинают ссориться между собой. Из-за чего возникают в основном конфликты?

-- В парламенте ходит такая поговорка: "Если вы не знаете из-за чего скандал, то будьте уверены, что из-за дележа денег". Очень часто конфликты и расколы провоцируют сами лидеры, которые не могут договориться, как тратить заработанные деньги. Что и провоцирует размежевание фракций, которые ранее поддерживали друг друга.

Кстати, не случайно в ВР приобрел новое звучание термин "золотая акция". Ввел его первым в парламентский обиход Павел Лазаренко, заявив, что его "Громада" -- держатель этой самой "золотой акции". То есть, от депутатов именно этой фракции зависит исход того или иного голосования. И он, насколько мне известно, очень успешно вел бизнесовые переговоры. В нынешнем парламенте нет такой фракции, которая бы не стремилась стать "золотой акцией". Поэтому даже самые малочисленные хотят держать в руках контроль за ходом голосований, чтобы выгодно себя продать. Цена голоса такой фракции может возрастать вдвое-втрое...

-- Неужели нельзя найти механизмы, чтобы покончить с "политическим бизнесом" в Верховной Раде?

-- Парламент таков, каким его изберут избиратели. Коррумпированный депутат -- это всего лишь продолжение коррумпированного избирателя. Голосование за "подачки", бутылку водки, паек, голосование под нажимом местной власти, начальства -- вот что открывает дорогу коррупционерам в высший законодательный орган страны. Хотел бы, чтобы придя на избирательные участки люди задумались над этим. От выбора каждого зависит моральность будущего состава Верховной Рады...