1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (1117) за 28.03.2002

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Сегодня только 11-й день Великого поста, а ритуальные службы уже приводят в порядок кладбища. Готовятся к Фомину воскресенью (в разных уголках страны его называют еще "храмом", проводами, поминальной неделей). Весь мир, и верующий в жизнь вечную, и утверждающий, что все заканчивается с последним ударом сердца, свято чтит языческий культ предков. Поэтому намерение наших законодателей поместить "похоронные" вопросы в закон "Об отходах", которыми со временем станем все мы (в том числе и законодатели) воспринимается как кощунство не только специалистами-ритуальщиками.

В народе по сей день считают, что душа во время скорбного пути следует за телом и видит все, что происходит. Отрицать неизвестное мы не можем, как и подтвердить. Тем не менее, превращать похороны в процесс утилизации мусора -- значит, оскорблять и мертвых, и живых.

В последнее время в Украине интерес к "проблемам" загробного мира заметно возрос, и активно развивающийся похоронный бизнес становится все более прибыльным. Возникают ассоциации частных ритуальных служб. К примеру, диплом с весьма необычным названием "За весомый вклад в развитие похоронного дела в Украине" получила недавно Алиса Филатова, предпринимательница из Бердянска, где проводилась Всеукраинская выставка ритуального искусства "Память-2002". "Даже москвичи, которые закупают предметы похоронного обихода в Польше, были поражены, увидев, что все необходимое для достойных проводов человека в последний путь мы производим сами", -- поделилась впечатлениями Алиса. Но чтобы все в этой сфере бизнеса стало на свои места, нужен закон "О ритуальной службе", тогда государственные похоронные бюро потеряют монополию, и спорные на сегодня вопросы решит конкуренция. Где закон не регулирует отношений, всегда достаточно поводов для злоупотреблений, считает пожелавший остаться инкогнито специалист столичной службы, в ведении которой находится правовое обеспечение деятельности ритуальных бюро. Существуют, к примеру, нормативы относительно всех аксессуаров, которые вместе с телом покойного будут преданы земле: одежда, обувь, гроб должны быть натуральными, чтобы не нанести вреда окружающей среде. Но кто проверяет, в чем хоронят покойного, особенно "частники"? А подобных недоработок множество. Бесхозными остаются надмогильные памятники, которые частенько подвергаются набегам вандалов. Но ведь это частная собственность родственников усопшего. Должен ли кто-нибудь возмещать ущерб, если памятник разрушен? Моя собеседница утверждает, что родственники покойного с помощью грамотного адвоката могут выиграть суд: городским властям придется или восстанавливать памятник, или возмещать ущерб. Но самое главное состоит в том, что каждый из нас имеет конституционное право быть достойно похороненным.