Выпуск газеты Сегодня №70 (1118) за 29.03.2002
О СЕБЕ НАПОМИНАЕТ ЯПОНСКОЕ КИНО
На нынешнем IX фестивале японского кино, прошедшем днями в столичном Доме кино, из пяти художественных фильмов, в основном представлявших почему-то детективно-триллерный жанр, наиболее заметным была "Страна мертвых". В этом фильме присутствовало то национально-самобытное, что наиболее ценно в восприятии и искусстве этой страны. Здесь и быт японской деревни, и потрясающе сказочная природа, переплетение древних легенд и традиций с сегодняшней жизнью. Этот фильм оказался, к сожалению, и самым "новым" -- 1998 года, так как остальные новизной не отличаются. Картина "Гамера -- защитник Вселенной", предназначенная для детской публики, сделана в лучших традициях американизированных подделок, так как девочка лет восьми, сидящая рядом со мной в зале, вдруг очень по-взрослому сказала: "Вот насмотришься такого, а потом всю ночь кошмары будут сниться". А последний из показанных -- "Крепость на песке", судя по аннотации и году выпуска (1974), вообще должен был бы представлять классический образец японского кинематографа. Но, к сожалению, своим странным текстом, сценарными ходами и игрой актеров не тянет на "классику". Чтобы дать зрителям действительную картину достижений японского кинематографа, выпускающего огромное количество картин в год (нам это и не снилось!), наверное, надо бы показать что-то из фильмов, взорвавших сегодняшний мир кино, режиссеров Кумасиро Тацуми, Като Таи, Сехей Иммамура, Такеси Китано. То есть тех авторов (выбор есть), которые, продолжая традиции японского кино, будоражат своими художественными поисками. А вот мультипликация -- лучшее, что было в фестивальной программе. И не только потому, что японские мультики заслуженно одни из лучших в мире давно заняли главенствующее место в кинопроизводстве Японии, а и потому, что были представлены ретроспективой "японского Диснея", легендарного мультипликатора Осаму Тэдзуки, который сделал много открытий в этом жанре. Во всех его фильмах, "пропитанных" удивительной культурой цвета, есть то, что сегодня напрочь забыто западными "мультяшниками" -- гуманизм, добро и тревога за этот мир экологических катастроф и войн.
Судя по достаточно большому ажиотажу публики, желающей попасть на этот фестиваль, чувствуется, что интерес вызывают уже не только уже знакомые слова сакура, харакири, самурай, сакэ, ниндзя, якудза, экибана и особенно модное суши.