1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (1118) за 29.03.2002

О СЕБЕ НАПОМИНАЕТ ЯПОНСКОЕ КИНО

Вот уже несколько лет кряду мировой кинематограф охвачен модой на восточное кино. Практически нет ни одного значительного кинофестиваля, где бы не произошло очередное "открытие" из раннее некинематографических стран. Еще в прошлом году в этом отношении все рекорды побили южнокорейские фильмы, в этом же самыми модными "объявлены" китайские. А открыла этот интерес Япония, еще в 50-х годах шокировавшая мир фильмами Акиро Куросавы.

На нынешнем IX фестивале японского кино, прошедшем днями в столичном Доме кино, из пяти художественных фильмов, в основном представлявших почему-то детективно-триллерный жанр, наиболее заметным была "Страна мертвых". В этом фильме присутствовало то национально-самобытное, что наиболее ценно в восприятии и искусстве этой страны. Здесь и быт японской деревни, и потрясающе сказочная природа, переплетение древних легенд и традиций с сегодняшней жизнью. Этот фильм оказался, к сожалению, и самым "новым" -- 1998 года, так как остальные новизной не отличаются. Картина "Гамера -- защитник Вселенной", предназначенная для детской публики, сделана в лучших традициях американизированных подделок, так как девочка лет восьми, сидящая рядом со мной в зале, вдруг очень по-взрослому сказала: "Вот насмотришься такого, а потом всю ночь кошмары будут сниться". А последний из показанных -- "Крепость на песке", судя по аннотации и году выпуска (1974), вообще должен был бы представлять классический образец японского кинематографа. Но, к сожалению, своим странным текстом, сценарными ходами и игрой актеров не тянет на "классику". Чтобы дать зрителям действительную картину достижений японского кинематографа, выпускающего огромное количество картин в год (нам это и не снилось!), наверное, надо бы показать что-то из фильмов, взорвавших сегодняшний мир кино, режиссеров Кумасиро Тацуми, Като Таи, Сехей Иммамура, Такеси Китано. То есть тех авторов (выбор есть), которые, продолжая традиции японского кино, будоражат своими художественными поисками. А вот мультипликация -- лучшее, что было в фестивальной программе. И не только потому, что японские мультики заслуженно одни из лучших в мире давно заняли главенствующее место в кинопроизводстве Японии, а и потому, что были представлены ретроспективой "японского Диснея", легендарного мультипликатора Осаму Тэдзуки, который сделал много открытий в этом жанре. Во всех его фильмах, "пропитанных" удивительной культурой цвета, есть то, что сегодня напрочь забыто западными "мультяшниками" -- гуманизм, добро и тревога за этот мир экологических катастроф и войн.

Судя по достаточно большому ажиотажу публики, желающей попасть на этот фестиваль, чувствуется, что интерес вызывают уже не только уже знакомые слова сакура, харакири, самурай, сакэ, ниндзя, якудза, экибана и особенно модное суши.